ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Л. И. Шестакова Южно-Уральский государственный университет (национально-исследовательский университет)
  • Я. Л. Березовская Южно-Уральский государственный университет (национально-исследовательский университет)
  • Е. М. Зайко Челябинский педагогический колледж № 2

Аннотация

В рамках выполнения работ по проекту «Совершенствование кадрового потенциала работников образовательных организаций, в том числе центров открытого образования, путем трансляции лучших практик обучения детей-мигрантов на русском языке» реализации мероприятия «Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка» ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по Соглашению № 073-15-2021-2008 между Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)». В статье представлен опыт создания, функционирования и развития партнерской сети центров открытого образования на русском языке Южно-Уральского государственного университета. В частности, рассмотрены мероприятия центра открытого образования, созданного в Челябинском педагогическом колледже № 2. Указаны задачи партнерской сети и стратегии решения по вопросу подготовки детей-мигрантов, включающие комплексный подход к обучению: проведение образовательных мероприятий для детей-мигрантов, а также совершенствование программ повышения квалификации преподавателей и учителей как русского языка, так и обучающих на русском языке.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Антонова Е. А. Продвижение русского языка за рубежом // Международная научно-практическая конференция «Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики» (7—8 декабря 2017 г., Москва) : сб. ст. / отв. ред. В. Н. Климова. М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 16—17.
2. Арская Ю. А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 22. С. 141—148.
3. Горбатова Д. А. Государственно-общественное управление в сфере поддержки русского языка: портфель ключевых проектов по линии совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации // Международная научно-практическая конференция «Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики» (7—8 декабря 2017 г., Москва) : сб. ст. / отв. ред. В. Н. Климова. М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 161—164.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642). URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/f ile/7793/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0 %BB%D0%B5 %D0%BD%D0%B8%D0%B5%201642%20%D0%BE%D1%82%2026.12.2017.pdf (дата обращения 09.11.2021).
5. Грицкевич Ю. Н., Лукьянова С. В., Молчанова Н. С. Русский язык как иностранный в образовательном, научном и культурно-просветительском пространстве региона. URL: https://obr.so/wp-content/uploads/2021/07/Statya-2.pdf (дата обращения 09.10.2021).
6. Индекс положения русского языка в мире: индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-Индекс), индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-Индекс) / сост. А. Л. Арефьев и др.; под ред. М. А. Осадчего. М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 34, [2] с.
7. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283). URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/fi le/22/koncepciya_ gosudarstvennoy_podderzhki_i_prodvizheniya_russkogo_yazyka.pdf (дата обращения 09.11.2021)
8. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016—2020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.12.2014 г. № 2647-р). URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/ fi le/13/fcp2016.pdf (дата обращения 09.11.2021).
9. Кудрявцева Е. Л. Основные аспекты исследования эффективности функционирования центров открытого образования. URL: https://obr.so/wp-content/uploads/2021/07/Osnovnye-aspekty-issledovaniyaeffektivnosti-funkcionirovaniya-centrov-otkrytogo-obrazovaniya.pdf
10. Паспорт ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» (утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 16.05.2019 г. № Р-60). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/945997ac798972c086b17a4e4ec0e126/download/1512/
11. Сергеева Е. Е. Создание и функционирование центров открытого образования на русском языке: управленческий аспект. URL: https://obr.so/wp-content/uploads/2021/07/Statya-3.pdf
12. Шестакова Л. И., Березовская Я. Л. Создание и развитие партнерской сети центров открытого образования на русском языке за рубежом как форма реализации языковой политика государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 13 (446). С. 178—183.
Опубликована
2022-04-08
Как цитировать
ШЕСТАКОВА, Л. И.; БЕРЕЗОВСКАЯ, Я. Л.; ЗАЙКО, Е. М.. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 1(459), p. 174-181, apr. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/792>. Дата доступа: 16 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10120.

Ключевые слова

русский язык
преподавание
языковая политика
центр открытого образования
Южно-Уральский государственный университет