ФИЛОСОФИЯ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Татьяна Валерьевна Закирова Оренбургский государственный университет
  • Галина Ивановна Завьялова Оренбургский государственный университет http://orcid.org/0000-0002-5015-1160

Аннотация

В век автоматизации и информатизации современного общества на первый план выходит нацеленность на интеграцию в общем образовании. В настоящий момент перед педагогикой стоит задача подготовить человека, обладающего критическим мышлением, готовому к непрерывному обучению и развитию. Фундаментальное образование, противостоящее социально-экономическому кризису нацелено на взращивание самостоятельно мыслящего субъекта. Философия должна стать той парадигмой, которая объединит вокруг себя инновационные подходы в образовании, что приведет к необходимости выработки навыков творческого мышления и индивидуальности. Целью данной работы является исследование возможностей философского знания в контексте общего образования. Авторы руководствуются: принципами исследовательской парадигмы образования, постнеклассической рациональности; постпозитивисткими наработками в области сопоставления философского знания и естественных наук. В статье особый акцент делается на способности философии ставить проблемы; на критической, рефлексивной, просветительской компоненте философского знания. Демонстрируется наличие в философской методологии инструментов, которые играют важную роль в интеллектуальном развитии субъекта общего образования. Мы отмечаем, что обучение философии должно строиться на базе понятных школьникам примеров из их повседневной практики. Занятия философией с учащимися могут проходить как в факультативной форме, так и в форме философских бесед в контексте учебных занятий, когда с помощью «инициирующего» метода происходит приобщение ученика обобщающим знаниям. Мы приходим к выводу, что позиционирование философии в качестве доминанты общего образования дает возможность с самого юного возраста направить вектор мышления в сторону самостоятельности и ответственности, а занятие философией в рамках общего образования не просто развивают мышление подростка, но и взращивают в нем рациональность, логичность, наблюдательность.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Борисов С. В. Феномен философствующего ребенка: перспективы исследования // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации». М. : РОС, 2014. С. 71—719.
2. Беляева Л. А. Философское образование школьников в контексте современной философии образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С.144—148.
3. Доронина С. Г. Цифровая среда и новая парадигма образования: в контексте программы «философия для детей» // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». Спб. : РГПУ им. Герцена, 2020. С. 237—242.
4. Жилина В. А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59—65.
5. Ильюшенко Н. С. Философия для детей: эффективный инструмент развития самостоятельности мышления // Социум и власть. 2020. № 5(85). С. 86—94.
6. Кузнецова А. Г. Философия для детей в школе и дома сегодня // Vitacogitans: альманах молодых философов. 2020. № 12. С. 166—177.
7. Мелехина М. Б. Методические особенности преподавания дисциплины «Основы философии» в контексте современной образовательной парадигмы // Заметки ученого. 2020. № 4. С. 129—137.
8. Суханова Н. П. Детская философия и преподавание философии детям // Наука и школа. 2019. № 5. С. 185—190.
9. Тульчинский Г. Л. Честная философия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Материалы круглого стола. 2017. № 12. С. 68—76.
10. Тылик А. Ю. Дидактические принципы программы «Философия для детей» (М. Липман) в свете концепции универсальных компетентностей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. С. 55—59.
11. Шаталова Л. И. Педагогическая философия в саморазвитии специалиста нового типа // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2018. № 15. С. 189—201.
12. Auriac-Slusarszyk E. Maire, H., Thebaut, C., Slusarszyk, B. Improving the quality of philosophical writing: experimentation on the first philosophical compositions of 12 and 13-year-old pupils // Educational Review. 2018. Vol. 72, no. 6. Pp. 729—751.
13. Berger J., Drown R. Conceptualizing consciousness // Philosophical Psychology. 2021. Vol. 34, no. 5. Pp. 637—659.
14. Husserl E. The Phenomenology of Internal Time-Consciousness. Bloomington, Indiana : Indiana University Press, 2019.
15. Kant I. An Answer to the Question: ‘What is Enlightenment?’. London : Penguin, 2013.
16. Lipman M. Philosophy Goes to School. Philadelphia : Temple University Press, 2010.
17. Mendonca D., Carval M. Costa. The richness of questions in philosophy for children childhood & philosophy. 2019. Vol. 15. Pp. 1—21.
18. Metcalf T. The Case for Philosophy as a General-Education Requirement // Teaching Philosophy. 2021. Vol. 45, no. 3. Pp. 1—46.
19. Jaspers K. The Origin and the Goal of History. London : Routledge, 2021.
Опубликована
2022-04-21
Как цитировать
ЗАКИРОВА, Татьяна Валерьевна; ЗАВЬЯЛОВА, Галина Ивановна. ФИЛОСОФИЯ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 2(460), p. 75-81, apr. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/951>. Дата доступа: 13 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10210.

Ключевые слова

философия
общее образование
воспитание
критическое мышление
духовность
детское философствование
преподавание философии
инновация
интеграция
парадигма