Методические подходы к формированию навыков верификации информации у студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»: опыт реализации проекта EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского

  • Людмила Сергеевна Макарова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия http://orcid.org/0000-0001-8993-5475

Аннотация




В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck /#СТУДFACTCHECK. Особое внимание уделяется анализу методических подходов к процессу формирования компетенций, связанных с навыками верификации информации в СМИ и социальных медиа по различной тематике, в том числе применяемых вне рамок непосредственно учебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика». Анализируются методы и приемы организации процесса работы со студентами, дидактические инструменты, позволяющие формировать различные профессиональные навыки будущих журналистов, тематические и жанрово-стилистические особенности исследований студентов в рамках проекта по верификации информации EUFactcheck /#СТУДFACTCHECK. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов вне рамок учебной деятельности, также обозначены перспективы развития проекта в системе взаимодействия со студентами и преподавателями других институтов и факультетов как ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так и других вузов России. Также отмечается, что, помимо образовательного аспекта, проект EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK имеет воспитательное значение, подчеркивается его общественный и просветительский характер.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, заместитель по методической работе директора Института филологии и журналистики

Литература

1. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. Москва : Директ-Медиа, 2019. 308 с.
2. Макарова Л. С., Буреев А. А., Макаров И. В. Международный образовательный проект EUFactcheck в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского: опыт реализации в системе подготовки студентов по направлению «Журналистика» // Знак: проблемное поле образования. 2022. No 1 (43). С. 7–16. doi: 10.47475/2070-0695- 2022-10101
3. Новикова Т. Е., Макарова Л. С., Буреев А. А., Жуковская Л. И. Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиаиндустрии // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, No 3. С. 558–572. doi: 10.17150/2308- 6203.2021.10(3).558-572.
4. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости. Информационная мистификация: учеб. пособие. Москва : Аспект-Пресс, 2018. 112 с.
5. Симакова С. И. Визуальный образ – основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле образования. 2020. No 3 (37). С. 89–93.
6. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике: монография. Челябинск : Издательство Челяб. гос. ун.-та, 2022. 160 с.
7. Bernecker S., Flowerree A. K., Grundmann Th. The Epistemology of Fake News. Oxford: Oxford University Press, 2021. 374 p.
8. Cortada W. J., Aspray F. W. Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London : Rowan & Littlefield, 2019. 317 p.
9. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned / N. Vissers, A. Leppäjärvi, C. Touwen [et al.]. Haaga : Helia University of Applied Sciences, 2020. 124 p.
10. Farmer L. S. J. Fake News in Context. Routledge, 2021. 175 p.
11. Forgas J. P., Baumeister R. F. The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 2021. 363 p.
12. GreifenederR.,JaffeM.E.,NewmanE.J.,SchwarzN.ThePsychologyofFakeNews. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation. Routledge, 2021. 253 p.
13. Journalism, «Fake News» and Disinformation / ed. Сh. Ireton, J. Posetti. Paris: UNESCO, 2018. 128 p.
14. Mc Brayer J. P. Beyond fake news. Finding the Truth in a World of Misinformation. New York: Routledge, 2021. 181 p.
15. Pond, Ph. Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 2020. 247 p.
16. Shick, N. Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York ; Boston, 2020. 436 p.
17. Video Verification in the Fake News Era / eds. V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou. Springer, 2019. 354 p.
Опубликована
2022-08-02
Как цитировать
МАКАРОВА, Людмила Сергеевна. Методические подходы к формированию навыков верификации информации у студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»: опыт реализации проекта EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 1 (58), p. 70–79, aug. 2022. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/1534>. Дата доступа: 08 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10107.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

журналистское образование, верификация данных, фактчекинг, образовательный проект, межкультурная коммуникация, компетентностный подход