Коммуникативные неудачи в письменной речи школьников (на примере агнонимии)

  • Ирина Юрьевна Голованова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Людмила Александровна Месеняшина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Лидия Евгеньевна Эргардт Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация




Цель статьи состоит в выявлении корреляции между типом агнонимии в письменной речи школьников и типом коммуникативной неудачи. Путем наблюдения над письменными работами обучающихся установлено, что значительная часть коммуникативных неудач в письменной речи связана с феноменом агнонимии. Обосновано понятие агнонимичной ситуации. На основе анализа результатов наблюдения разработана классификация агнонимичных ситуаций в письменной речи школьников. Осуществлено сопоставление типов коммуникативных неудач с типами агнонимичных ситуаций. Установлено, что недостаточно сформированная языковая компетенция, проявляющаяся в фактах агнонимии, может стать серьезным препятствием в формировании коммуникативной компетенции. Обоснован вывод о том, что наблюдение над теми или иными типами агнонимии, встречающимися в письменных работах учащихся, позволяет отслеживать уровень развития не только языковой, но и коммуникативной компетенции обучающихся.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы

##submission.authorWithAffiliation##

студентка историко-филологического факультета

Литература

1. Авдонина А. Ю. Организация словарно-семантической работы в начальной школе на основе определения словаря зон агнонимического риска // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, No 3 (28). С. 248–250
2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие. Ростов-на- Дону, 1999. 576 с.
3. Венедиктова Т. Д., Гудков Д. Б. Основы теории коммуникации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва : Юрайт, 2022. 193 с.
4. Глазкова С. Н. Агнонимия как причина орфографической беспомощности выпускника школы// Вестник Челябинского государственного университета. 2019. No 6 (428). Филологические науки. Вып. 117. С. 47–54.
5. Глазкова С. Н Агнонимия & дизорфография: грани корреляции // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. No 1 (447). Филологические науки. Вып. 123. С. 33–38.
6. Глазкова С. Н Русская классика и бэкграунд современного школьника // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. No 2 (16). С. 71–75
7. Голетиани Л. О речевом выявлении и преодолении коммуникативной неудачи // Цит. по Ермакова О. Н. К построению типологии коммуникативных неудач. Москва, 1993. С. 34–35.
8. Голованова И. Ю. Проблема речевых ошибок в аспекте онтогенеза языковой личности : дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 – теория русского языка. Челябинск, 2004. 133 с.
9. Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи: учебник для вузов. Москва : Изд. Группа НОРМА – ИНФА, 1998. 560 с.
10. Козырев В. А. Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Москва : Юрайт, 2018. 167 с.
11. Круглякова, Т. А. (ред.) Речевые ошибки. Практикум: пособие для студентов. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 167 с.
12. Липнина Е. М. Антропоцентрическая сущность агнонимов // Психология, социология и педагогика. 2012. No 11. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1227 (дата обращения: 20.07.2022).
13. Макеева С. Г. Языковая компетенция как результат языкового развития // Ярославский педагогический вестник. 2011. No 4. Т. 2 Психолого-педагогические науки. С. 7–9.
14. Мандрикова Г. М. Агнонимы в современном словоупотреблении: особенности функционирования // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. 2021. No 14. С. 119–125.
15. Мандрикова Г. М. Русская лексическая система в антропоцентрическом рассмотрении: категории агнонимии и таронимии : автореферат дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01 – русский язык. Москва, 2011. 39 с. 16. Мандрикова Г. М. Русский язык как отражение интеллектуальной свободы личности // Народное
образование. 2013. No 8. С. 161–170.
17. Мандрикова Г. М. Тотальный диктант: территория смыслов // ТОТСБОРНИК: Сборник научных
трудов по материалам Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарева. Новосибирск, 2017. С. 29–35.
18. Морковкина, А. В. Русские агнонимы в теоретическом и прикладном рассмотрении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1993. 19 с.
19. Овчинникова И. Г. Что такое метаязыковая способность // Филолог. 2005. Вып. 6. URL: http:// philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_7_139 (дата обращения: 10.05.2022).
20. Пудовкина Н. В. Агнонимы как средство обогащения словарного запаса младших школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико- биологические науки. Т. 21. No 64. 2019. С. 20–29.
21. Савина Е. О. Агнонимы в языке и тексте // Известия Тульского государственного университета. 2014. No 2. С. 291–295.
22. Стернин И. А. Ложные значения в языковом сознании: реальность или фикция? // Вопросы психолингвистики. No 1 (47). 2021. С. 98–109.
23. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Москва : Издательская группа URSS, Editorial URSS, издательство «Либроком», 2020. 192 с.
24. Черняк В. Д. Агнонимы в лексиконе языковой личности как источник коммуникативных неудач // Русский язык сегодня. Вып. 2. Сб. статей. Москва : РАН. Азбуковник, 2003. С. 295–304.
25. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. Москва : Наука, 1991. С. 185–220.
26. Швецова В. М., Ширшова С. В. Проблема коммуникативной неудачи в современной лингвистике: теоретический аспект // Наука и образование. 2021. Т. 4. No 4. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=47987349 (дата обращения: 27.04.2022).
27. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. URL: https://les.academic.ru/174/ Валентность (дата обращения: 27.04.2022).
Опубликована
2022-11-14
Как цитировать
ГОЛОВАНОВА, Ирина Юрьевна; МЕСЕНЯШИНА, Людмила Александровна; ЭРГАРДТ, Лидия Евгеньевна. Коммуникативные неудачи в письменной речи школьников (на примере агнонимии). Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (61), p. 37–45, nov. 2022. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/1865>. Дата доступа: 20 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10405.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ключевые слова

коммуникативная компетенция, языковая компетенция, коммуникативная неудача, агноним, агнонимичная ситуация