Речевые неудачи и их факторы (на материале сочинений ЕГЭ)

  • Людмила Александровна Месеняшина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Ирина Юрьевна Голованова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация




В статье на материале сочинений учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ осуществлен анализ речевых неудач с целью определения связи между характером выявленных неудач и коммуникативными нормами современного коммуникативно-речевого пространства, в котором коммуницируют современные школьники. Охарактеризованы наиболее регулярные речевые неудачи, встречающиеся в письменных высказываниях, выявленные методом сплошной выборки в работах обучающихся на подготовительном отделении Челябинского государственного университета в 2022-2023 учебном году. С помощью методов наблюдения, описания, интерпретации и классификации изучен вопрос о том, как современные средства коммуникации изменяют коммуникативное пространство школьников и является ли феномен расширения коммуникативного пространства школьника существенным фактором формирования особенностей его письменной речи. Установлено, что наряду с традиционными факторами речевых неудач, такими, как бедный словарный запас обучающихся, низкий уровень их читательской культуры, отсутствие или низкий уровень знаний о функционально-стилевой дифференциации языка, минимальный опыт написания творческих работ, влияние средств массовой информации и языка Интернета на речь общества, активное заимствование иностранных слов, низкий уровень мотивации, важную роль в возникновении речевых неудач выпускников средней школы играют такие факторы, как расширение тестовой формы контроля в учебных заведениях, не формирующей навыка связной речи, расширение коммуникативного пространства учащихся за счет Интернет-дискурсов с неустоявшимися, быстро меняющимися и недостаточно изученными нормами, формализованность жанра сочинения ЕГЭ, клишированный характер рекомендуемых моделей.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета

Литература

Аксарина Д. В. Профессиональные дефициты педагогов-словесников при работе с филологически одаренными обучающимися //
Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. Чебоксары, 2021. С. 12-17.
Алешникова Е. Л., Дощинский Р. А., Крайник О. М. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по русскому языку // Педагогические измерения. 2023. .No 2. С. 5-15.
Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М. : URSS. 1989. 213с.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 416 с.
Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: Проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. No1. – С. 33-44. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика,
1982. 504 с.
Гладилина И. В., Сергеева Н. М., Усовик Е Г. Логические ошибки и пути их устранения в сочинениях в формате ЕГЭ по русскому
языку //Тенденции развития современной отечественной филологии. Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию профессора филологического факультета ТвГУ В.В. Волкова. Составитель И.В. Гладилина. 2019. С. 113-124.
Глухова Н. А., Родионова А. Е. Коммуникативные неудачи в школьных сочинениях, связанные с собственно лингвистическими факторами // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. No 4 (7). С. 233-235.
Голованова И. Ю. Ошибки в письменных текстах: ортологический и коммуникативно-деятельностные подходы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. No 9. С. 106-109.
Дощинский Р. А., Крайник О. М., Соловьёва Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по русскому языку // Педагогические измерения. 2022. No 3. С. 3-38
Ерохина Е. Л. Аналитические задания, коммуникативные умения, невербальные компоненты коммуникации, письменная речь, речевая деятельность, риторический подход, сочинение // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, No 1 . С. 7-13
Ерохина Е. Л. Выпускное сочинение в школе как индикатор проблем риторического образования // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации. Материалы XXIII Международной научной конференции / под общей редакцией Ч. Б. Далецкого, А. Ю. Платко. Москва, 2020. С. 121–131.
Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III–VII классов // Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М. : Лабиринт. 1998. С. 183–320.
Залевская А. А. Введение в психолингвистику, М. : Изд-во РГГУ. 2000. 381 с.
Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по литературе // Педагогические измерения. 2020. No 4. С. 58–80.
Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по литературе //Педагогические измерения . 2022. No 3. С. 39–66.
Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В., Беляева Н. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по литературе // Педагогические измерения. 2021. No 3. С. 73–109.
Калмыкова Е. О. Классификация речевых ошибок (на материале итоговых сочинений учащихся 11 класса) // Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики : материалы V Всерос. научно-практической конф. (5–9 февраля 2020 г., г. Ульяновск) / под ред. доц. Н. А. Крашенинниковой. Ульяновск : УлГУ, 2020. С. 200–203.
Канакина Г. И., Родионова И. Г. Канцеляризмы в сочинениях школьников: предупреждение ошибок // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14. No 1 (53). С. 34–40.
Капинос В. И. О критериях оценки и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Москва, 1986. С. 79–88.
Кобозева И. М., Лауфер Н. И. Языковые аномалии в прозе А. Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ в языке: Противоречивость и аномальность текста. Москва, 1990. С. 125–138.
Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. Москва : Гардарики, 2005. 287 с.
Кубрякова Е. С. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. Москва, 1991. С. 141–218.
Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. Москва : Диалог – МГУ, 1998. 288 с. Литовский В. Ф., Месеняшина Л. А., Панова Р. С. Проблемы формирования письменной речи. Челябинск, 2000. 201с. Пойменова А. А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании
иностранным языком: дис... канд. филол. наук: 10.02.19 – теория языка. Тверь, 1999. 214 с.
Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» (Приложение к практической грамматике) / Ушинский К. Д.
Собрание сочинений. Т. 7. Москва ; Ленинград, 1949. С. 225–337.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Москва : Просвещение, 1982. 143 с.
Шаталова О. В. Куда приводят семантическая безграмотность и стилистическая толерантность? // Русский язык в школе. 2019.
Т. 80, No 2. С. 31–34.
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. Москва : ИНТОР, 1998. 112 с.


References
Aksarina, D. V. (2021). Professional’nyye defitsity pedagogov- slovesnikov pri rabote s filologicheski odarennymi obuchayushchimisya [Professional deficits of language teachers when working with philologically gifted students]. Pedagogicheskoye masterstvo i sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologi. Cheboksary, 12–17. (In Russ.).
Aleshnikova, E. L., Doshchinskiy, R. A., Kraynik, O. M. (2023). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov OGE 2022 goda po russkomu yazyku [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Main State Exam in the Russian language]. Pedagogicheskie izmereniya, 2, 5–15. (In Russ.).
Akhutina, T. V. (2012). Porozhdeniye rechi. Neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa [Generation of speech. Neurolinguistic analysis of syntax]. Moscow : URSS, 218 p. (In Russ.).
Bogoyavlenskiy, D. N. (1957). Psikhologiya usvoyeniya orfografii [Psychology of spelling acquisition]. Moscow : Publishing house Acad. ped. sciences of the RSFSR, 416 p. (In Russ.).
Bozhovich, Ye. D. (1997). Razvitiye yazykovoy kompetentsii shkol’nikov: Problemy i podkhody [Development of language competence of schoolchildren: Problems and approaches]. Voprosy psikhologii, 1, 33–44. (In Russ.).
Vygotsky L. S. (1982). Sobraniye sochineniy: v 6 tomakh. Tom. 2. Problemy obshchey psikhologii, ed. V. V. Davydova [Collected works: in 6 volumes. Vol. 2. Problems of general psychology]. Moscow : Pedagogika, 2, 504 p. (In Russ.).
Gladilina, I. V., Sergeyeva, N. M., Usovik, Ye. G. (2019) Logicheskiye oshibki i puti ikh ustraneniya v sochineniyakh v formate YEGE po russkomu yazyku [Logical errors and ways to eliminate them in essays in the Unified State Exam format in the Russian language]. Tendentsii razvitiya sovremennoy otechestvennoy filologii : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, priurochennoy k 65-letiyu professora filologicheskogo fakul’teta TvGU V.V. Volkova, 113–124. (In Russ.).
Glukhova, N. A. & Rodionova, A. Ye. (2015). Kommunikativnyye neudachi v shkol’nykh sochineniyakh, svyazannyye s sobstvenno lingvisticheskimi faktorami [Communication failures in school essays associated with linguistic factors themselves]. Prioritetnyye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya, 4 (7), 233–235. (In Russ.).
Golovanova, I. YU. (2014). Oshibki v pis’mennykh tekstakh: ortologicheskiy i kommunikativno-deyatel’nostnyye podkhody [Errors in written texts: orthological and communicative-activity approaches]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya, 13, 9, 106–109. (In Russ.).
Doshchinskiy, R. A., Kraynik, O. M., Solov’yova, T. V. (2022) Metodicheskiye rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennyye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov YEGE 2022 goda po russkomu yazyku [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Unified State Examination in the Russian language ]. Pedagogicheskiye izmereniya, 3, 3–38. (In Russ.).
Yerokhina, Ye. L. (2022). Analiticheskiye zadaniya, kommunikativnyye umeniya, neverbal’nyye komponenty kommunikatsii, pis’mennaya rech’, rechevaya deyatel’nost’, ritoricheskiy podkhod, sochineniye [Analytical tasks, communication skills, non-verbal components of communication, written speech, speech activity, rhetorical approach, essay]. Russkiy yazyk v shkole, 83, 1, 7–13. (In Russ.).
Yerokhina, Ye. L. (2020). Vypusknoye sochineniye v shkole kak indikator problem ritoricheskogo obrazovaniya [Graduation essay at school as an indicator of the problems of rhetorical education]. Ritoricheskiye traditsii i kommunikativnyye protsessy v epokhu tsifrovizatsii. Materialy XXIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, ed. by CH.B. Daletskogo, A.YU. Platko, Moscow, 121–131. (In Russ.).
Zhinkin, N. I. (1998). Razvitiye pis’mennoy rechi uchashchikhsya III-VII klassov [Development of written speech of students in grades III-VII]. Zhinkin N.I. YAzyk. Rech’. Tvorchestvo. Moscow : Labyrinth, 183–320. (In Russ.).
Zalevskaya, A. A. (2000). Vvedeniye v psikholingvistiku [Introduction to psycholinguistic], Moscow : Publishing house of the Russian State University for the Humanities, 381 p. (In Russ.).
Zinin, S. A., Barabanova, M. A., Novikova, L. V. (2020). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2020 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2020 Unified State Examination in literature]. Pedagogicheskie izmereniya, 4, 58–80. (In Russ.).
Zinin, S. A., Barabanova, M. A., Novikova, L. V. (2022). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2022 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Unified State Exam in literature // pedagogical measurements]. Pedagogicheskie izmereniya, 3, 39–66. (In Russ.).
Zinin, S. A. Barabanova, M. A., Novikova, L. V., Belyaeva N. V. (2021). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2021 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2021 Unified State Examination in literature]. Pedagogicheskie izmereniya, 3, 73–109. (In Russ.).
Kalmykova, E. O. (2020) Klassifikatsiya rechevykh oshibok (na materiale itogovykh sochineniy uchashchikhsya 11 klassa)[Classification of speech errors (based on the final essays of 11th grade students)]. Lingua Academica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki : materialy V Vseros. nauchno-prakticheskoy konf. (5-9 fevralya 2020 g., g. Ul’yanovsk) / [pod red. dots. N. A. Krasheninnikovoy] [Lingua Academica: Current problems of linguistics and linguodidactics: materials of the V All-Russian. scientific-practical conf. (February 5–9, 2020, Ulyanovsk) / [ed. Assoc. N.A. Krasheninnikova]. Ulyanovsk : Ulyanovsk State University Publ., 200–203. (In Russ.).
Kanakina, G. I. & Rodionova, I. G. (2023). Kantselyarizmy v sochineniyakh shkol’nikov: preduprezhdenie oshibok [Stationery in schoolchildren’s essays: preventing mistakes]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], V. 14, No 1 (53), 34–40.(In Russ.).
Kapinos, V. I. (1986). O kriteriyakh otsenki i ob oshibkakh, grammaticheskikh i rechevykh [About evaluation criteria and errors, grammatical and speech]. Otsenka znaniy, umeniy i navykov uchashchikhsya po russkomu yazyku. Moscow : Education, 79–88. (In Russ.).
Kobozeva, I. M. & Laufer, N. I. (1990). Yazykovye anomalii v proze A. Platonova cherez prizmu protsessa verbalizatsii [Language anomalies in the prose of A. Platonov through the prism of the process of verbalization]. Logicheskiy analiz v yazyke: Protivorechivost’ i anomal’nost’ teksta. Moscow : Nauka, 125–138. (In Russ.).
Kostomarov, V. G. (2005). Nash yazyk v deystvii: Ocherki sovremennoy russkoy stilistiki [Our language in action: Essays on modern Russian stylistics]. Moscow : Gardariki, 287 p. (In Russ.).
Kubryakova, E. S. (1991). Ontogenez rechi i formirovanie yazykovoy sposobnosti cheloveka [Ontogenesis of speech and the formation of human language ability]. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi. Moscow : Nauka, 141–218. (In Russ.).
Kukushkina, O. V. (1998). Osnovnye tipy rechevykh neudach v russkikh pis’mennykh tekstakh [The main types of speech failures in Russian written texts]. Moscow: Dialogue – Moscow State University, 288 p. (In Russ.).
Litovskiy, V. F., Mesenyashina, L. A., Panova, R. S. (2000). Problemy formirovaniya pis’mennoy rechi [Problems of the formation of written speech]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University Publ., 201p. (In Russ.).
Poymenova, A. A. (1999). Leksicheskaya oshibka v svete strategiy preodoleniya kommunikativnykh zatrudneniy pri pol’zovanii inostrannym yazykom: dis.. kand. filol. nauk: 10.02.19 – teoriya yazyka [Lexical error in the light of strategies for overcoming communicative difficulties when using a foreign language: thesis]. Tver, 214 p. (In Russ.).
Ushinskiy, K. D. (1949). Rukovodstvo k prepodavaniyu po «Rodnomu slovu» (Prilozhenie k prakticheskoy grammatike) [Guide to teaching “Native Word” (Appendix to Practical Grammar)]. Ushinsky K. D. Collected works. Moscow ; Leningrad, 7, 225–337. (In Russ.).
Tseytlin, S. N. (2000). Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi [Language and the child: Linguistics of children’s speech]. Moscow : Humanite. ed. VLADOS, 240 p. (In Russ.).
Tseytlin, S. N. (1982). Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie [Speech errors and their prevention]. Moscow : Education, 143 p. (In Russ.).
Shatalova, O. V. (2019). Kuda privodyat semanticheskaya bezgramotnost’ i stilisticheskaya tolerantnost’? [Where do semantic ignorance and stylistic tolerance lead?]. Russkiy yazyk v shkole, 80, 2, 31–34. (In Russ.).
El’konin, D. B. (1998). Razvitie ustnoy i pis’mennoy rechi uchashchikhsya / pod red. V. V. Davydova, T.A. Nezhnovoy [Development of oral and written speech of students, ed. by V.V. Davydova, T. A. Nezhnova]. Moscow : INTOR, 112. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
МЕСЕНЯШИНА, Людмила Александровна; ГОЛОВАНОВА, Ирина Юрьевна. Речевые неудачи и их факторы (на материале сочинений ЕГЭ). Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 63–69, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2535>. Дата доступа: 06 oct. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-63-69.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

речевые неудачи, ошибки, факторы речевых неудач, письменная речь, коммуникативно-речевое пространство, сочинение ЕГЭ