Карнавализация истории в калейдоскопе интернет- мемов
Аннотация
В статье рассматривается явление интернет-мемов, в которых используется обращение к историческому прошлому как первооснове меминга. Трансформации исторических материалов в меминге анализируются на основе метафоры «карнавал-калейдоскоп», позволяющей релевантно охарактеризовать специфичность соотношения исторически достоверных аспектов и их фантазийного преобразования в интернет-мемах как проявление социокультурного творчества. Карнавальная матрица, проанализированная в теории М. М. Бахтина, дает возможность более точно определить функционально-смысловые стороны «исторического» меминга, избегая излишне категоричных оценок. Свойство калейдоскопичности показывает особенности создания мем-образов, а также характер их функционирования в культурном пространстве, предполагающего спонтанное соучастие в их постоянной реинтерпретации. Карнавальность «исторических» интернет-мемов представлена как ситуация компенсаторного восполнения проявлений серьезно-смехового начала в современном культурном пространстве.
Скачивания
Литература
2. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Меминг в политике памяти России // Известия Саратовского гос. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, Вып. 4, No 4. С. 450–457.
3. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Политика памяти в интернет-мемах: от визуализации истории к фейкам // Полис. Политические исследования. 2022. Т. 31, No 5. С. 75–87.
4. Артамонов Д. С. Юмор в исторической памяти: от анекдота и карикатуры к интернет-мему // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. No 3. С. 214–237.
5. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
6. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. Москва : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
7. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред В. Л. Иноземцева. Москва : Логос, 2005. LXIII, 324 с.
8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-1970 гг. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. Москва : Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. 798 с.
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 541 с.
10. Вжосек В. О смысле и назначении метафоры в гуманитарных науках // История и современность. 2005. No 2. С. 23–34.
11. Друкер М. М., Суворова Н. А. Медиамем как средство репрезентации ценностных ориентиров в социальных медиа // Челябинский гуманитарий. 2022. No 1 (58). С. 13–21.
12. Карасик В. И. Культурогенные тексты: функции, жанры, авторы // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6, No 1. С. 82–91.
13. Костоглотов Д. А. Историческое сознание в интернет-мемах: к постановке проблемы // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. No 9. С. 126–138.
14. Лахманн Р. Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе XIX–XX веков. Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. 400 c.
15. Рагозина Т. Э. Культурная память versus историческая память // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 3. С. 12–21.
16. Ромакина М. А. Эстетика калейдоскопа в визуальных медиа // Вестник ВГИК. 2016. No 2 (28). С. 59–69.
17. Соловьева Д. Ю. Новый историзм и репрезентации истории в цифровой среде // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. No 4. С. 26–54.
18. Стейр-Ливни Л., Семиколенных М. В. Пародии на тему Холокоста в израильской массовой культуре // Galactica Media: Jornal of Media Studies. 2022. No 2. С. 103–120.
19. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. Москва : Новое издательство, 2007. 348 с.
20. Хрущёва Н. А. Интернет как новая площадь // Музыкальная академия. 2020. No 4 (772). URL: https://mus.academy/articles/internet-kak-novaya-ploshchad (дата обращения: 29.05.2023).
21. Шаклеева А. И. Интернет как новая площадь для героя-трикстера // Второй российский эстетический конгресс : тезисы докладов участников. Екатеринбург : Уральский федеральный университет : Гуманитарный университет, 2021. С. 618–621.
22. Dainas A. R. Keep Calm and Study Memes. Cleveland: Case Western Reserve University, 2015. VI, 66 р.
23. Guo М. Playfulness, parody, and carnival: Catchphrases and mood on the Chinese Internet from 2003 to 2015. Communication and the Public. 2018. Vol. 3 (2). Pр.134–150.
24. Knobel M., Lankshear C. Online memes, affinities, and cultural production. In book: A new literacies sampler. / Ed. by M. Knobel & C. Lankshear. New York : Peter Lang Publishing, 2007. Pp. 199–227.
25. Thejaswini J. C.,Haneef Sh. M. Internet Memes as Digital Carnival: Analysing Memes on the Movie Kasaba // Communication and Media Studies. 2018. Vol. 7. No. 1. Pp. 63–72.
References
1. Abramov R. N. (2008). Definicionistskie metafory` v teoreticheskoj sociologii [Definitionist metaphors in theoretical sociology]. Sociologicheskij zhurnal, 4, 23–34. (In Russ.).
2. Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2018). Meming v politike pamyati Rossii [Meming in the politics of memory in Russia]. Izvestiya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya, Vol 18, Iss. 4, 4, 450–457. (In Russ.).
3. Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2022). Politika pamyati v internet-memakh: ot vizualizatsii istorii k feykam [The politics of memory in internet memes: from story visualization to fakes]. Polis. Politicheskie issledovaniya, Vol 31, 5, 75–87. (In Russ.).
4. Artamonov D. S. (2021). Yumor v istoricheskoy pamyati: ot anekdota i karikatury k internet-memu [Humor in historical memory: from an anecdote and caricature to an Internet meme]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3, 214–237. (In Russ.).
5. Assman A. (2014). Dlinnaya ten’ proshlogo: Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 328 p. (In Russ.).
6. Assman Ya. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury, 368 p. (In Russ.).
7. Bauman Z. (2005). Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos, 324 p. (In Russ.).
8. Bakhtin M. M. (2002). Problemy poetiki Dostoevskogo. Raboty 1960-1970 gg. Sobranie sochinenij [Problems of Dostoevsky’s Poetics. Works 1960-1970 Collected Works]. Vol 6. Moscow: Russkie slovari; Yazyki slavyanskoy kul’tury, 798 p. (In Russ.).
9. Bakhtin M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 541 p. (In Russ.).
10. Vzhosek V. (2005). O smysle i naznachenii metafory v gumanitarnykh naukakh [On the meaning and purpose of metaphor in the humanities]. Istoriya i sovremennost’, 2, 23–34. (In Russ.).
11. Druker M. M., Suvorova N. A. (2022). Mediamem kak sredstvo reprezentatsii tsennostnykh orientirov v sotsial’nykh media [Mediameme as a means of representing value orientations in social media]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 13–21. (In Russ.).
12. Karasik V. I. (2020). Kul’turogennye teksty: funktsii, zhanry, avtory [Cultural texts: functions, genres, authors]. Sotsial’nye i gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], Vol 6, 1, 82–91. (In Russ.).
13. Kostoglotov D. A. (2021). Istoricheskoe soznanie v internet-memakh: k postanovke problemy [Historical Consciousness in Internet Memes: Toward a Problem Statement]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya “Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya”, 9, 126–138. (In Russ.).
14. Lakhmann R. (2011). Pamyat’ i literatura. Intertekstual’nost’ v russkoy literature XIX-XX vekov [Memory and Literature. Intertextuality in Russian Literature of the 19th-20th Centuries]. Saint Petersburg: Petropolis, 400 p. (In Russ.).
15. Ragozina T. E. (2017). Kul’turnaya pamyat’ versus istoricheskaya pamyat’ [Cultural memory versus historical memory]. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura, 3, 12–21. (In Russ.).
16. Romakina M. A. (2016). Estetika kaleydoskopa v vizual’nykh media [Aesthetics of a kaleidoscope in visual media]. Vestnik Vserossiyskogo gosudarstvennogo instituta kinematografii, 2 (28), 59–69. (In Russ.).
17. Solov’eva D. Ju. (2018). Novyj istorizm i reprezentacii istorii v cifrovoj srede [New historicism and representations of history in the digital environment]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika, 4, 26–54. (In Russ.).
18. Stejr-Livni L. & Semikolennyh M. V. (2022). Parodii na temu Holokosta v izrail’skoj massovoj kul’ture [Parodies on the theme of the Holocaust in Israeli popular culture]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 2, 103–120. (In Russ.).
19. Hal’bvaks M. (2007). Social’nye ramki pamjati [Social framework of memory]. Moscow: Novoe izdatel’stvo, 348 p. (In Russ.).
20. Hrushhjova N. A. (2020). Internet kak novaja ploshhad’ [Internet as a new square]. Muzykal’naja akademija, 4 (772), available at: https://mus.academy/articles/internet-kak-novaya-ploshchad, accessed 29.05.2023. (In Russ.).
21. Shakleeva A. I. (2021). Internet kak novaja ploshhad’ dlja geroja-trikstera [The Internet as a new square for the hero- trickster]. Vtoroj rossijskij jesteticheskij kongress: tezisy dokladov uchastnikov. Ekaterinburg: Ural`skij federal`ny`j universitet: Gumanitarny`j universitet, 618–621. (In Russ.).
22. Dainas A. R. (2015). Keep Calm and Study Memes. Cleveland: Case Western Reserve University, 66 p.
23. Guo M. (2018). Playfulness, parody, and carnival: Catchphrases and mood on the Chinese Internet from 2003 to 2015. Communication and the Public, Vol. 3(2), 134–150.
24. Knobel M. & Lankshear C. (2007). Online memes, affinities, and cultural production. A new literacies sampler. New York : Peter Lang Publishing, 199–227.
25. Thejaswini J. C., Haneef Sh. M. (2018). Internet Memes as Digital Carnival: Analysing Memes on the Movie Kasaba. Communication and Media Studies, Vol. 7, 1, 63–72.
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Людмила Борисовна Зубанова, Сергей Борисович Синецкий, Мария Львовна Шуб, Преподаватели вузов культуры: научная активность и профессиональная удовлетворенность , Челябинский гуманитарий: № 2 (59) (2022): Челябинский гуманитарий
- Алексей Николаевич Пелымский, Сергей Борисович Синецкий, Творческие коллективы как культурный бренд региона (на примере государственного ансамбля танца «Урал») , Челябинский гуманитарий: № 2 (59) (2022): Челябинский гуманитарий
- Сергей Степанович Соковиков, Фантархитектура как реальное воплощение проективных пластических утопий , Челябинский гуманитарий: № 2 (59) (2022): Челябинский гуманитарий