Парадигмальный переход в экономических публикациях СМИ: от либеральных оценок к информационному патернализму

  • Дмитрий Эдуардович Коноплев Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0003-1350-4163

Аннотация




В статье рассматривается лексико-тональная трансформация журналистских публикаций на экономическую тематику, происходившая с 2005 по 2015 год и завершившаяся отходом периодических изданий от либеральной объяснительной модели в пользу административной концепции, выводящий на первый план в экономических материалах СМИ роль государственного управления финансами. Используя методики контент-анализа, анализа тональности текста и статистического анализа, автор показывает, как трансформировалось описание экономических проблем в российских СМИ. Целью исследования явилась демонстрация последовательного отклонения информационного дискурса от ценностей свободного рынка и частной собственности сначала в пользу ценностей общества потребления, а затем для продвижения идей патернализма и доминирования государства в экономической политике. Выборкой исследования послужили 61769 статей, вышедших в период с 2005 по 2015 год в ведущих российских периодических изданиях. В качестве наиболее часто используемых в экономических публикациях были идентифицированы 53 ключевых слова, в которые вошли: 45 юниграмм, 7 биграмм и одна триграмма. При анализе текстов учитывался массив связанных с указанными ключевыми словами терминов, а также доминирующая тональность соответствующих текстов. В статье обосновывается существование парадигмального перехода в экономических публикациях СМИ, а также фиксируются характерные особенности журналистских текстов, относящихся к нему.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства

Литература

Gadzhieva, L. A. (2017). Yazykovye sredstva realizacii avtorskoj modal'nosti v delovom analiticheskom tekste [Language means of implementing author’s modality in a business analytical text]. Arhivarius, 3 (18), 44–51 (in Russ.).
Gel'man, V. Y. (2022). Avtoritarnaya Rossiya. Begstvo ot svobody, ili pochemu u nas ne prizhivaetsya demokratiya [Authoritarian Russia. Flight from freedom, or why democracy is not taking root here], Moscow: Govard Rork. 336 p. (in Russ.).
Dunas, D. V. (2017). Paradigmal'nyj podhod k izucheniyu SMI: opyt zarubezhnyh issledovatelej [Paradigmatic approach to the study of the media: the experience of foreign researchers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: ZHurnalistika, 3, 3–16 (in Russ.).
Karpova, O. O. (2021). Yazykovye osobennosti delovogo mediadiskursa na sovremennom etape (na materiale delovyh SMI 2010-2020-h gg.) [Linguistic features of business media discourse at the present stage (based on the material of business media of the 2010-2020s)]. Byulleten' gumanitarnyh issledovanij v mezhdisciplinarnom nauchnom prostranstve, 1, 46–48 (in Russ.).
Ostrovskij, A. M. (2019). Govorit i pokazyvaet Rossiya. Puteshestvie iz budushchego v proshloe sredstvami massovoj informacii [Russia speaks and shows. Traveling from the future to the past through the media]. Moscow: Corpus. 528 p. (in Russ.).
Tolstunova, M. A. (2010). Tendencii razvitiya yazyka sovremennoj delovoj pressy [Trends in the development of the language of the modern business press]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 4 (2), 958–961 (in Russ.).
Blyth, M. (2014). Paradigms and paradox: The politics of economic ideas in two moments of crisis. Governance, Vol. 26. (2), 197–215.
Culpepper, D. & Lee, T. (2021). Media frames, partisan identification and the Australian banking scandal. Australian Journal of Political Science, 56(1), 73–98.
Farid, A. (2023). Changing the Paradigm of Traditional Journalism to Digital Journalism: Impact on Professionalism and Journalism Credibility. Journal International Dakwah and Communication, 3 (1), 22–32.
Ferguson, N. (2021). Doom: The Politics of Catastrophe. N.Y.: Penguin Press. 496 p.
Guinot, J. (2020). Changing the Economic Paradigm: Towards a Sustainable Business Model. International Journal of Sustainable Development and Planning, 15 (5), 603–610.
Kankam, P. (2019). The use of paradigms in information research. Library & Information Science Research, 41 (2), 85–92.
Lee, S. (2021). Innovation Strategies for the Transition to the New Economic Paradigm. KIET Industrial Economic Review, 26 (2), 42–51.
Rotaru, I., Nitulescu, L. & Rudolf, C. (2010). The post-modern paradigm – a framework of today's media impact in cultural space. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 5, 328–330.
Zhou, X., Tang, L. & Yue, Y. (2022). The transformation of media economy paradigm based on time value and decentralization. Journal of Media and Communication Studies, 14 (1), 33–43.
Опубликована
2024-05-06
Как цитировать
КОНОПЛЕВ, Дмитрий Эдуардович. Парадигмальный переход в экономических публикациях СМИ: от либеральных оценок к информационному патернализму. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 1 (51), p. 39–45, may 2024. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2557>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-39-45.
Раздел
ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ

Ключевые слова

журналистика, парадигмальный переход, экономическое мышление