ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Феномен культуры как являющееся нам бытие по своей внутренней структуре является предметом. В предмете бытие в качестве предстоящего («стоящего перед») схвачено культурной метой, средством (орудием, символом, знаком, универсалией), и сознание находится в ситуации взаимопредставления предмета и меты, которые обусловливают его внутреннюю встречную интенциональность. Этот круговорот интенциональности позволяет выделить деятельную способность человека, которую можно было бы назвать энергийностью. Этот термин из религиозной сферы жизни, на наш взгляд, вполне резонно применять и как светское понятие для обозначения идеализированной деятельной способности. В перспективе её развития энергийность уместно трактовать как дух в его светской интерпретации. Определение «чистый», например «чистый разум» И. Канта, означает «непредметный», избавленный от любой предметной определенности и потому демаркированный (отделенный) от предметности. Осмысленное понимание духа сопряжено, таким образом, с раздвоением на предметное и непредметное бытие. Причем «исчезающая предметность» (К. Ясперс) в светском понимании имеет свой предел исчезновения и окончательно исчезнуть не может. Таким пределом является «безотносительное не» (Г. В. Ф. Гегель), «нетость» (М. Хайдеггер) с помощью которого проводилось отрицание (исчезновение) предметной определенности. Когда дело доходит до отрицания отрицания, оно оборачивается неистребимым утверждением этого едва заметного поначалу средства отрицания. На место основного вопроса философии встает, как нам представляется, не отношение материального и идеального бытия, а отношение предметности и энергийности бытия. Материальное и идеальное бытие вовсе не так уж и принципиально различны, оба входят в сферу предметного бытия. а вот предметное и энергийное бытие действительно осуществляют принципиальную демаркацию бытия. В воспитательном отношении, например, возведение души человека к духу в его светском понимании абсолютно необходимо. Дух как предельно концентрированная энергийность находится в обратном отношении к предметной определенности бытия и можно вести речь даже о законе обратного отношения между предметностью и энергийностью. Это закон экстремумов: максимальная энергийность сопряжена с минимальной предметностью и наоборот. Этот закон, примененный к пониманию мира ценностей, требует демаркации этого мира на ценностно-образующее основание и предметные ценности в их систематическом изложении, порой доведенном до иерархии. Ценностно-образующее основание — это предельно фокусированная энергийность, снявшая в себя любую предметную форму и могущая осуществлять это снятие в будущем. Ценностно-образующее основание не является ценностью. Оно все окружающее превращает в ценности, оно творит ценности, подобно тому, как абстрактный труд в «Капитале» К. Маркса творит стоимости, сам не являясь стоимостью, ценностью. Каждая стоимость (ценность) при этом становится «кристаллом абстрактного труда». Отношение ценностно-образующего основания и ценностей определяет форму системы ценностей («пирамидальную» или «кольцевую»).
Скачивания
Литература
2. Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии. М. : Гуманитарий, 1997. 254 с.
3. Миронов А. В. Философия науки, техники и технологий. М. : МАКС Пресс, 2014. 272 с.
4. Харрари Ю. Н. 21 урок для XXI века. Синдбад, 2019. 416 с. URL: https://www.labirint.ru/books/703577/ (дата обращения: 09.03.2022).
5. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Царство духа и царство Кесаря / сост. и послесл. П. В. Алекссеева ; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М. : Республика. 1995. 383 с.
6. Смирнов С. А. Человек и цифра: история соблазна // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8 (454). С. 22—29.
7. Розин, В. М. Философия науки и техники. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6309 (дата обращения: 09.03.2022).
8. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе / сост. и вступит. статья П. С. Гуревича. М. : Прогресс. 1986. 451 с.
9. Смирнов С. А. Антропологическая платформа для национальной технологической инициативы (приглашение к дискуссии) // Философская антропология. 2018. № 2. С.69—80.
10. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008 № 2 (65). С. 96—122. URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf (дата обращения: 09.03.2022).
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Андрей Иванович Мацына, Анатолий Борисович Невелев, ПРЕДМЕТНО-ЭНЕРГИЙНАЯ ПРИРОДА ПРЕОДОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИАЛОГА С МИРОМ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 2(460) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Анатолий Борисович Невелев, Альфия Янаховна Камалетдинова, ЕДИНСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО В ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 2(460) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Анатолий Борисович Невелев, ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНО ОБРАЗУЮЩЕГО ОСНОВАНИЯ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 7(477) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Анатолий Борисович Невелев, Вера Сергеевна Невелева, ДИАЛЕКТИКА КОНТИНУАЛЬНОСТИ И ДИСКРЕТНОСТИ В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 10(480) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Анатолий Борисович Невелев, О КАТЕГОРИИ ЧУВСТВЕННО-АБСТРАКТНОГО: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 4 (486) (2024): Вестник Челябинского государственного университета