АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

  • Ирина Анатольевна Белова Челябинский государственный университет

Аннотация

Цель исследования заключается в анализе факторов, влияющих на развитие онлайн-обучения в России. Исследованы группы внешних факторов, в число которых входят социальные (численность постоянного населения России; реальные располагаемые денежные доходы населения; индекс потребительской уверенности; уровень урбанизации; удобный формат обучения (мобильное обучение, микрообучение), возможность совмещения обучения с работой, учёбой, личной жизнью; распространение COVID-19); технологические (развитие информационного общества в России; современные технологии интернет-маркетинга; современные технологии онлайн-обучения); экономические (ВВП России; курс доллара; платные услуги населению, услуги системы образования; потребительские цены и индекс потребительских цен на обучение в государственных и негосударственных образовательных организациях (ОО) высшего профессионального обучения (ВПО) и среднего профессионального обучения (СПО); средние цены на дополнительное обучение по видам услуг; инвестиции в развитие образовательных онлайн-платформ) и политические факторы (лицензирование образовательной деятельности; государственная поддержка и программы; нестабильность политической обстановки). Полученные результаты обобщены в виде STEP-анализа. Представлены векторы влияния исследованных факторов на развитие онлайн-обучения в России. Выявлены факторы-барьеры и факторы-драйверы. Исследование основано на статистических данных Росстат РФ, а также данных справочно-правовых систем РФ: «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бархатов В. Инновационная модель высшего экономического образования // Новая модель хозяйствования и адекватность её отражения в современной экономической науке. Сер. «Университетские научные школы». 2013. С. 378–380.
2. Бархатов В., Капкаев Ю., Плетнёв Д. Применение новых информационных технологий в процессе подготовки экономиста по программам дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания : тезисы докладов конференции. 2001. С. 90–92.
3. Бархатов В., Плетнёв Д. Высшее образование и национальная безопасность: выбор модели государственной поддержки // Жизнь как служение: к юбилею Учителя. Бархатов В. И. Собрание сочинений к 75-летию В. И. Бархатова : в 4 т. Челябинск, 2021. С. 107–112.
4. Белова И. Налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2 (398). C. 98–108.
5. Махалина О., Махалин В. Дистанционное онлайн-обучение: будущее образование в эпоху цифровизации // Экономика и социум. 2019. № 9 (64). С. 397–402.
6. Чеснов Р., Асанбекова А. Онлайн-обучение: распространение и последствия // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 3. С. 164–168.
7. Barhatov V., Belova I. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia:
Economic Aspect // Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship : proceedings of the 17th Eurasia Business and Economics Society Conference. 2017. Vol 5. P. 453–468. DOI: 10.1007/978-3-319-46319-3_28.
8. Barakhsanova E., Sivtsev M., Pavlov N., Batorov A. Approaches to the development of online learning In the digital environment of higher education in Yakutia // Laplage em Revista (International). 2021. № 2 (7). P. 173–180. DOI: 10.24115/S2446-622020217Extra-B909p.173-180.
9. Casanova V., Paguia W. Expectations, Experiences, and Satisfaction of the Graduate Students with Distance Online Learning Environment in OMSC Graduate School during the Covid-19 Pandemic // Journal of Practical Studies in Education. 2021. № 3 (1). P. 14–22. DOI: 10.46809/jpse.v3i1.39.
10. Cohen E., Davidovitch N., The Development of Online Learning in Israeli Higher Education // Journal of Education and Learning. 2020. № 9 (5). P. 15–26. DOI: 10.5539/jel.v9n5p15.
11. Fiock H. Designing a Community of Inquiry in Online Courses // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2020. № 21 (1). DOI: 10.19173/irrodl.v20i5.3985.
12. Kaverzneva T., Leonova N., Pshenichnaya C., Sogonov S., Lisachenko D. University Students’ Education by Means of Online Technologies // The Education and Science Journal. 2020. № 22 (7). P. 125–147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-7-125-147.
13. Nikolaeva E., Pletnev D. Internal Business Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. № 6 (4). P. 768–774. DOI: 10.14505/jarle. v6.4(14).06.
14. Park S., Kim S. Is Sustainable Online Learning Possible with Gamifi cation? — The Eff ect of Gamifi ed Online Learning on Student Learning // Sustainability. 2021. № 13. Р. 4267. DOI: 10.3390/su13084267.
15. Umbit A., Taat M. The Eff ects of Expectations and Satisfaction towards E-Learning among Students // Journal of Modern Education Review. 2016. № 6 (9). DOI: 10.15341/jmer(2155-7993)/09.06.2016/004.
16. Wart V., Ni A., Medina P. et al. Integrating students’ perspectives about online learning: a hierarchy of factors // International Journal Educational Technology in Higher Education. 2020. № 17 (53). DOI: 10.1186/s41239-020-00229-8.
Опубликована
2022-10-19
Как цитировать
БЕЛОВА, Ирина Анатольевна. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 4(462), p. 161-172, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1660>. Дата доступа: 22 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10416.

Ключевые слова

онлайн-обучение, дистанционное обучение, онлайн-образование, факторы влияния, развитие онлайн-обучения, факторы-барьеры, факторы-драйверы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)