К вопросу о разделении «эстетического» и «медиаэстетического»

  • Марина Викторовна Загидуллина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация




В статье предлагается анализ классических представлений об эстетике (прежде всего – «Критики способности суждения» Иммануила Канта) как основания современного медиаэстетического подхода. Опираясь на русскую философскую мысль, автор статьи доказывает, что в эстетике Канта уже содержались основы медиаэстетики, что проявляется в трех основных моментах: 1) эстетический домен рассматривается как пространство «перевода» с языка чувств на язык рациональности (пространство транзита); 2) способность эстетического суждения по своей сути есть процесс синтетической до- рациональной оценки любого стимула, а не только прекрасного или возвышенного; 3) эстетическое выступает медиумом восприятия и понимания окружающего мира посредством «интуитивного рассудка». На основании сделанных выводов автор обращается к цифровой реальности как полю опредмечивания эстетической способности суждения и выявляет особенности медиаэстетического подхода как способа выявления и описания «работы» медиума.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Литература

1. Гринбаум О. Н. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья, четвертая. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2012.
2. Гулыга А. В. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. Москва : Искусство, 1994. С. 9–36.
3. Кант И. Критика способности суждения. Москва : Искусство, 1994.
4. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. В. Г. Николаева. Москва : КАНОН-пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003.
5. Медведева А. Р. Медиаэстетические границы в интерфейсе культурно- просветительских проектов «Арзамас» и «Полка» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. No 3 (41). С. 55–62. DOI 10.47475/2070-0695-2021-10306.
6. Медведева А. Р. Медиаэстетические функции интерфейса культурно- просветительской журналистики (на примере проекта «Арзамас») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. No 3 (27). С. 38–45.
7. Böhme G. Atmosphere as the fundamental concept of a new aesthetics // Thesis eleven. 1993. No 36. P. 113–126.
8. Fetveit А. Medium-Specific Noise // Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts / Liv Hausken, ed. Berlin : Peter Lang, 2013. P. 189–215.
9. Hausken L. (ed.). Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts. Berlin : Peter Lang, 2013.
10. Huhtamo E., Parikka J. Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. Berkeley : University of California Press, 2011.
11. Redies C. Combining universal beauty and cultural context in a unifying model of visual aesthetic experience // Frontiers in Human Neuroscience. 2015. No 9. Article 218. URL: http://dx.doi.org/10.3389/fnhum.2015.00218. DOI: 10.3389/fnhum.2015.00218.
Опубликована
2022-08-08
Как цитировать
ЗАГИДУЛЛИНА, Марина Викторовна. К вопросу о разделении «эстетического» и «медиаэстетического». Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 1 (58), p. 37–45, aug. 2022. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/1531>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10104.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

медиаэстетика, эстетика, теория медиума, Кант

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)