О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлен краткий анализ исследований российских ученых по проблеме «образовательная среда». В результате анализа выделены характеристики образовательной среды как педагогической категории. Рассмотрены подходы к формированию понятия «образовательная среда» в современной психолого- педагогической литературе. Дано обобщенное определение образовательной среде. Авторами раскрываются некоторые подходы к проектированию образовательной среды. Особый акцент в статье сделан на эколого-личностный подход В.А. Ясвина. Сделана попытка актуализации данного подхода в контексте современных направлений развития российского образования. Авторы обозначают ряд проблем создания современной образовательной среды в образовательных организациях: неопределенный нормативный статус понятия «образовательная среда» и отсутствие обоснованных критериев ее качества не концентрируют усилия многих педагогических коллективов на создание в образовательной организации среды, эффективно воздействующей на результаты образования. К проблемам проектирования авторы также относят: слабую обеспеченность специальным критериальным аппаратом и диагностическим инструментарием, низкий уровень профессиональной подготовленности педагогов и руководителей школ. Названы научные издания и существующие практики, в которых представлены апробированные диагностики и методики проведения экспертизы и проектирования образовательной среды. Новизна и практическая значимость статьи заключается в представлении лучших практик проектирования образовательных сред в образовательных организациях г. Челябинска и г. Магнитогорска.
DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10409
Скачивания
Литература
2. Киприянова, Е. В. Педагогический дизайн организации пространства самоопределения учащихся как социализации научно-исследовательского и
поликультурного типов / Е. В. Киприянова. – Текст : непосредственный // Сборник трудов Российской научно-методической конференции-семинара «Творчество молодых исследователей в системе «школа-наука-вуз» / под ред. Д. Б. Богоявленской, А. О. Карпова. – 2017. – С. 68–84.
3. Коптелов, А. В. Особенности формирования образовательной среды естественно-научной направленности в общеобразовательной организации / А. В. Коптелов, Н. А. Зайцева, И. Ю. Шереметьева. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26996 (дата обращения: 01.11.2020).
4. Крупенина, М. В. В борьбе за марксистскую педагогику / М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин. – М.: Работник просвещения, 1929. – 185 с. – Текст : непосредственный.
5. Макаренко, А. С. ‘О воспитании’ / А. С. Макаренко. – М.: Издательство политической литературы, 1990 – 416 с. – Текст : непосредственный.
6. Непрокина, И. В. Безопасная образовательная среда:моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. пособие / И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 92 с. – Текст : непосредственный.
7. Официальный сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. Повышение квалификации и переподготовка. − URL: https://ipk74.ru/qualification/programmy-povysheniyakvalifikacii/ (дата обращения: 16.11.2020). – Текст : электронный.
8. Рубцов, В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) / В. В. Рубцов – Текст : непосредственный // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. – М.: Самара, 2001. – С. 77–81.
9. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков – Текст : непосредственный // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. – М. : Самара, 2001. – С. 172–176.
10. Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. с
международ. участием (Челябинск, 25-26 янв. 2019 г.) / под ред. М. Ю. Ветховой, В. М. Кирсанова, Ю. В. Смирновой, З. И. Тюмасевой, Е. С. Гладкой, Е. В. Гнатышиной, Э. Ф. Шариповой, Ф. А. Зуевой, И. Е. Емельчновой, Б. А. Артеменко, М. Ж. Симоновой, Л. А. Емельяновой, М. В. Волхонцевой (сост.). – Челябинск: Край Ра, 2019. – 280 с. – Текст : непосредственный.
11. Уразманова, Ф. Н. Информационная политика образовательной организации как инструмент управления качеством образования в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2020. – № 3. – С. 3–19.
12. Хрестоматия по истории педагогики / сост. И. Е. Лакин [и др.]. – М.: Высшая школа, 1971. – 608 с. – Текст : непосредственный.
13. Ясвин, В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам / В. А. Ясвин – Текст : непосредственный // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18, вып. 1 (4). – С. 80–89
14. Ясвин, В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В. А. Ясвин. – М.: Народное образование, 2019. – 448 с. – Текст : непосредственный.
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Татьяна Александровна Абрамовских, Организация деятельности руководителя по введению медиаобразования как направления развития образовательной организации в условиях становления информационного общества , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 2 (28) (2018): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Татьяна Александровна Абрамовских, Алексей Викторович Коптелов, Сергей Александрович Ларюшкин, Концептуализация процесса организации современной образовательной среды образовательной организации, направленной на формирование универсальных компетенций обучающихся , Челябинский гуманитарий: № 3 (56) (2021): Челябинский гуманитарий