Концептуализация процесса организации современной образовательной среды образовательной организации, направленной на формирование универсальных компетенций обучающихся

  • Татьяна Александровна Абрамовских Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
  • Алексей Викторович Коптелов Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
  • Сергей Александрович Ларюшкин Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Аннотация




В статье актуализируется обновление системы управленческой и педагогической деятельности образовательной организации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей развитие универсальных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Авторы определяют концептуальные основы процесса организации развивающей образовательной среды в контексте современной образовательной политики. Особый акцент делается на взаимообусловленность среды и универсальных (гибких) компетенций обучающихся, формируемых под влиянием созданной образовательной среды. Обозначена кадровая проблема создания развивающей образовательной среды в образовательных организациях: непонимание педагогическими работниками сущности образовательной среды, её роли в развитии личности обучающихся, её потенциала для формирования универсальных учебных действий.


Новизна и практическая значимость статьи заключается в представлении механизмов и инструментов, рекомендуемых для эффективной организации процесса создания комфортной развивающей среды образовательной организации: карта гибких компетенций обучающихся, которая может быть использована в практике работы педагога; структурная модель школьной среды, создающая возможности формирования универсальных компетентностей. В описании среды авторы опирались на модель, разработанную доктором психологических наук В. А. Ясвиным, определившим личностно-развивающую школьную среду как институционально ограниченную совокупность возможностей для развития личности школьников. Названные В. А. Ясвиным структурные компоненты определены как ключевые направления деятельности образовательной организации по созданию современной развивающей образовательной среды, обеспечивающие формирование и развитие универсальных компетенций.





DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10307.







Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

Старший преподаватель кафедры управления, экономики и права; аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, доцент кафедры управления, экономики и права

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель кафедры управления, экономики и права

Литература

1. Авдеенко, Н. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ / Н. А. Авдеенко, Л.О.Денищева, К.А.Краснянская, А.М.Михайлова, М.А. Пинская. – Текст : непосредственный// Вопросы образования. – 2018. – No 4. – С. 282−304.
2. Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова. – Текст : непосредственный // Концепт. – 2018. – No 4. – С. 198−207.
3. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общей ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. – М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 11.02.2019). – Текст : электронный.
4. Ермаков, Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков / Д. С. Ермаков. – Текст : непосредственный // Образовательная политика. – 2020. – No 1 (81). – С. 104–112.
5. Жилин, Д. М. Навыки XXI века и наука XXI века – противоречие или соответствие? / Д. М. Жилин. – Текст : непосредственный // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. – М. : Издательство Московского университета, 2016. – С. 76−90.
6. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М. : Российский учебник, 2019. – 76 c. – Текст : непосредственный
7. Мироненко, Е. С. Компетенции XXI века vs образование XXI века / Е. С. Мироненко. – Текст : непосредственный // Вопросы территориального развития. – 2019. – No2 (47). – С. 1–15.
8. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб. : Питер, 2017. – 352 с. – Текст : непосредственный.
9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с. – Текст : непосредственный
10. Раицкая, Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л. К Раицкая, Е. В. Тихонова. – Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15 – С. 350–363.
11. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК). – 5-е изд. – Pennsylvania : Project Management Institute, Inc., 2013. – 614 с. – Текст : непосредственный.
12. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c. – Текст : непосредственный
13. Ясвин,В.А.Школьнаясредакакпредметизмерения:экспертиза,проектирование, управление: монография / В. А. Ясвин. – М. : Народное образование, 2019. – 448 с. – Текст : непосредственный.
Опубликована
2021-09-30
Как цитировать
АБРАМОВСКИХ, Татьяна Александровна; КОПТЕЛОВ, Алексей Викторович; ЛАРЮШКИН, Сергей Александрович. Концептуализация процесса организации современной образовательной среды образовательной организации, направленной на формирование универсальных компетенций обучающихся. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 3 (56), p. 49-59, sep. 2021. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/724>. Дата доступа: 20 apr. 2024
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ключевые слова

универсальная компетентность, универсальные (гибкие) компетенции, концептуальные основы процесса организации образовательной среды, современная развивающая образовательная среда, федеральные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО)