К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ПО САМОРАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА

Аннотация

Изучение концептуальных основ государственной политики в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам когнитивного здоровья, и анализ результатов диагностики субъектности педагогов вуза позволили выделить проблему исследования. Выявленная проблема заключается в недостаточной сформированности субъектности преподавателей, лежащей в основе компетенций в области самоорганизации здоровьесбережения. При этом,в федеральных образовательных стандартах зафиксированы требования со стороны государства к системе высшего образования в развитии универсальных компетенций здоровьесбережения у обучающихся. Необходимость разрешения данного противоречия свидетельствует об актуальности исследования. Целью работы является подтверждение выдвинутого предположения о том, что программа тренинга по развитию субъектности педагогов может стать одним из действенных средств, содействующих их личностному и профессиональному саморазвитию в сфере когнитивного здоровьесбережения. Методологическими основаниями исследования стали аксиологический, личностно-ориентированный, событийный, субъекно-деятельностный и субъектно-ресурсный подходы. Результаты исследования позволили определить исследовательскую идею о том, что специально организованная образовательная деятельность может способствовать личностному и профессиональному саморазвитию как педагогических работников, так и их обучающихся. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в том, что систематизация и обобщение подходов к сущности когнитивного здоровья и анализ психосоциальных факторов развития когнитивных расстройств позволили определить подходы к проектированию программы тренинга, обеспечивающей развитие субъектности педагогических работников как ресурсного фактора когнитивного здоровья и средства личностного и профессионального саморазвития. Практическая значимость определяется авторским подходом к разработке программы тренинга, которая может быть использована в практической деятельности психологами вузов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Абульханова-Cлaвcкaя К. A. O субъекте психической деятельности. Москва : МОДЭК, 2003. 214 с.
2. Александрова Н. Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 125 с.
3. Анцыферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 86–99.
4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. 272 с.
5. Волкова Е. Н. Структура субъектности современного педагога. Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 52–60.
6. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика : автореф. Дисс. д-ра психол. наук. Москва: ПИРАО, 1998. 50с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 480 с.
8. Маркова А. К. Психология труда учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.
9. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. Москва : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
10. Романчук Н. П. Мозг человека и природа: современные регуляторы когнитивного здоровья и долголетия // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 6. С. 146–190. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/21.
11. Романчук Н. П., Пятин В. Ф., Волобуев А. Н. От электроэнцефалографии до позитронно-эмисси-
онной томографии: гибридные и комбинированные методы управления когнитивным мозгом // Образо-
вательный вестник «Сознание». 2017. № 19 (8), С. 2–8.
12. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва : Наука, 1997. 191 с.
13. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический жур-
нал. 2013. № 34 (2). С. 5–16.
14. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога :
автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1999. 24 с.
15. Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д.Конструирование продуктивной старости: биологические, пси-
хологические и средовые факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 1.
С. 8–28.
16. Стрижицкая О. Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты
геротрансцендентности: дис. д-ра психол. наук. Санкт-Петербург. 2018. 263 с.
17. Штерн Й., Ареназа-Уркихо Э.М., Бартрез-Фаз Д. [и др.] Определение и исследование когнитив-
ного резерва, резерва мозга и поддержания мозга // Alzheimer’s&Dementia. 2020. № 16 (9).С. 1305–1311.
18. Щукина М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: автореф.
дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004. 19 с.
19. Яшкова А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентно-
сти // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 116–119.
20. Wallin A., Kettunen P., Johansson P.M.[et al.] Cognitive medicine — a new approach in health care sci-
ence // BMC Psychiatry. 2018. № 1 (42). DOI: https://doi.org/10.1186/s12888-018-1615-0.
21. Christensen H.,Mackinnon A. TheAssociationbetween mental, social and physical activity and cogni-
tive performance in young and old subjects // Age andAgeing. 1993. Vol. 22. № 3. P. 175–182. DOI: https://doi.
org/10.1093/ageing/22.3.175.
Опубликована
2025-01-13
Как цитировать
БОБЫКИНА, Ирина Александровна; ТРУШИНА, Ирина Александровна. К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ПО САМОРАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 3(27), p. 24-31, jan. 2025. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2739>. Дата доступа: 05 feb. 2025

Ключевые слова

программа тренинга
субъектность
компетенция здоровьесбережения
когнитивное здоровье
педагоги
вуз

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)