Трансформация контента научно-популярного российского медиа «Постнаука»

  • Светлана Александровна Панюкова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0002-9825-2374

Аннотация

В данной работе рассматривается направление научно-популярной журналистики: приводится комплексное определение данной медиаобласти с обзором подходов различных российских исследователей к ее трактовке. Также анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности контента российского научно-популярного портала «Постнаука». В качестве материала исследования отобрана база публикаций названного медиа за 2015, 2018 и 2021 годы, включающая 600 единиц контента. Цель исследования – рассмотреть, каким образом на протяжении шести лет трансформировался контент научно-популярного портала, отметить ключевые тенденции данного процесса и зафиксировать современные особенности научно-популярных материалов. Ключевыми методами исследования становятся ручной и машинный контент-анализ и дискурс-анализ. В ходе исследования были выявлены следующие значимые тенденции, характерные для научно-популярного контента портала «Постнаука»: смещение от аудиовизуального контента к текстовому, увеличение количества материалов в современных цифровых жанрах и форматах и мультимедийных элементов в публикациях, нарастание частоты обращения к упрощающим приемам подачи научного контента и к использованию ссылок на научные источники и дополнительные материалы по теме, отражение в контенте актуальных интересов аудитории, постепенная концентрация интереса на достижениях и явлениях российской, а не мировой науки.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель кафедры медиапроизводства

Литература

1. Abramov, R. N. (2014). Professionalizacija nauchnoj zhurnalistiki v Rossii: soobshhestvo, znanie, media [Professionalization of scientific journalism in Russia: community, knowledge, media]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija [Tomsk State University Bulletin. Philosophy. Sociology. Political science], 1, pp. 111–123. (In Russ.).
2. Grabovskij K. (2012). Nauchnaja zhurnalistika dlja zhurnalistov [Scientific journalism for journalists]. Polit.ru [Polit.ru], available at: http://polit.ru/article/2012/03/30/grabovsky/ (accessed: 18.09.2022). (In Russ.).
3. Egikova V. M. (2013). Nauchnaja zhurnalistika v Evrope [Science journalism in Europe]. Stenogramma master‐klassa «Nauka v SMI segodnja: opyt rossijskoj i britanskoj zhurnalistiki» v ramkah Nedeli nauki. [Transcript of the master class "Science in the media today: the experience of Russian and British journalism" as part of the Science Week], available at: https://www.csr-nw.ru/files/csr/file_category_1105.pdf (accessed: 18.09.2022). (In Russ.).
4. Zagidullina M. V. (2005.) Masterstvo populjarizacii nauki kak jelement professional'noj kul'tury sovremennogo zhurnalista [Mastery of popularization of science as an element of the professional culture of a modern journalist]. Sovremennaja zhurnalistika : sbornik statej i materialov [Modern journalism: a collection of articles and materials]. Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, Izdatel'skij dom «Filantrop», pp. 218–226. (In Russ.).
5. Lebedev S. A. (2011). Filosofija nauki [Philosophy of science]. Moscow: Akademicheskj proekt. 731 p. (In Russ.).
6. Loktev S. P. Nauchnaja zhurnalistika v kontekste civilizacii [Science journalism in the context of civilization], available at: https://upload.pgu.ru/iblock/a55/uch_2008_xiv_00015.pdf (accessed: 17.09.2022). (In Russ.).
7. Oleshko V. F., Muhina O. S. (2021) Psihologicheskie osobennosti molodezhnoj auditorii media v kontekste issledovanija pol'zovatel'skih reakcij [Psychological features of the youth media audience in the context of the study of user reactions]. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii : sbornik materialov konferencii [User content in modern communication : a collection of conference materials]. Chelyabinsk: Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet, pp. 410–413.
8. Pushkarev A. A. (2016) Nauchno-populjarnaja zhurnalistika v Internete kak instrument razvitija nauchno-tehnicheskogo progressa Rossijskoj Federacii [Popular science journalism on the Internet as a tool for the development of scientific and technological progress in the Russian Federation]. Idei i novacii [Ideas and Innovations], № 3 (6), pp. 91–97. (In Russ.).
9. Simakova S. I. (2016) Vizualizacija informacii v nauchno-populjarnyh izdanijah kak sposob privlechenija auditorii [Visualization of information in popular science publications as a way to attract an audience]. Zhurnalіstyka–2016 [Journalistic–2016], pp. 108–111. (In Russ.).
10. Suvorova S. P. (2009) Zhurnalistika nauchnaja i nauchno-populjarnaja: osobennosti predmetnoj oblasti, funkcij, zadach [Journalism scientific and popular science: features of the subject area, functions, tasks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10: Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Episode 10: Journalism], 6, pp. 14–23. (In Russ.).
11. Frolova T. I. (2015) Nauka, SMI, obshhestvo: kak dostich' vzaimoponimanija [Science, media, society: how to achieve mutual understanding]. Moscow: Fakul'tet zhurnalistiki MGU imeni M. V. Lomonosova. 24 p. (In Russ.).
Опубликована
2022-10-20
Как цитировать
ПАНЮКОВА, Светлана Александровна. Трансформация контента научно-популярного российского медиа «Постнаука». Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (46), p. 109–114, oct. 2022. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1698>. Дата доступа: 07 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10414.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

медиа, научно-популярная журналистика, Постнаука, научно-популярное СМИ, российская журналистика