Конструирование медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте

  • Светлана Александровна Панюкова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0002-9825-2374

Аннотация

В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций о научно-популярном феномене на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы), а также предпочтения аудитории в данном типе контента. В качестве материала исследования была отобрана база публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычных ресурсах «Дзен» и «Пикабу» за 2023 год. К данным пользовательским текстам был применен методы контент-анализа и семантического анализа, которые позволили сделать следующие основные выводы: 1) Аркаим в анализируемых материалах репрезентуется в двух противоречивых ипостасях: археологический памятник с научными экспозициями и место мистических практик и ритуалов; 2) большая часть публикаций отражает личные впечатления пользователей после посещения Аркаима (туристический контекст, «место отдыха» без привязки к археологической значимости); 3) аудитория названных ресурсов активно обсуждает научно-популярные публикации об Аркаиме в комментариях и вступает в дискуссии о значимости памятника. Также в статье рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у массовой аудитории.


Благодарности: Статья подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-20098 (региональный конкурс Челябинской области), проект: «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель кафедры медиапроизводства

Литература

Аркаим. 1987–1997 Библиографический указатель / Д. Г. Зданович, Е. И. Коган, Н. Н. Орлова. Челябинск : Челябинский государственный университет, 1999. 120 с.
Аркаим – укрепленное поселение эпохи бронзы степного зауралья: почвенно-археологические исследования: монография / В. Е. Приходько, И. В. Иванов, Д. Г. Зданович, Г. Б. Зданович, Д. В. Манахов, К. Инубуши. М. : Российская академия сельскохозяйственных наук, 2014. 264 с.
Загидуллина М. В. Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 38–67.
Загидуллина М. В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «публичной археологии» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 1. С. 40–48.
Зубанова Л. Б. Мемориальная идентичность: между местом памяти и памятью мест // Челябинский гуманитарий. 2023. № 1 (62). С. 32–38.
Куприянова Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) // Горизонты цивилизации. 2013. № 4. С. 73–88.
Неплюев П. А. Докопаться до города: археология в публичном пространстве Перми // География и туризм. 2023. № 1 (11). С. 94–99.
Панюкова С. А. Освещение феномена Аркаима в контексте научно-популярной журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 151–157. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10417.
Путенихин В. П. Место силы – город Аркаим : монография. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 352 с.
Симакова С. И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 129–142. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215.
Топчий И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27–36. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10303.
Царевский В. А. Аркаим – родина Заратуштры : монография. М. : Афина, 2008. 192 с.
Чернышов А. В. Публичный дискурс археологического наследия и формы его интерпретаций // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78. С. 188–194.
Little B. J. Public Benefits of Archaeology. Gainesville : University Press of Florida, 2002. 304 p.
Sabloff J. A. Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA : Left Coast, 2008. 151 p.
References
Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987–1997 Bibliograficheski yukazatel’ [Arkaim. 1987–1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).
Prihod'ko, V. E., Ivanov, I. V., Zdanovich, D. G., Zdanovich, G. B., Manahov, D. V., Inubushi K. (2014) Arkaim – ukreplennoe poselenie jepohi bronzy stepnogo zaural'ja: pochvenno-arheologicheskie issledovanija [Arkaim – a fortified settlement of the Bronze Age of the steppe Trans-Urals: soil and archaeological research]. Moscow, 264 p. (in Russ.).
Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit’ populyarnost’ Arkaima? golosa vstroennykh metrik vkontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii, 8, 38–67. (in Russ.).
Zagidullina, M. V. (2021) Arheologicheskaja tematika v SMI v aspekte "publichnoj arheologii"[Archaeological topics in the media in the aspect of “public archaeology”]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury, 1, 40–48. (in Russ.).
Zubanova, L. B. (2023) Memorial'naja identichnost': mezhdu mestom pamjati i pamjat'ju mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Cheljabinskij gumanitarij, 1 (62), 32–38. (in Russ.).
Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost’» (k voprosu o problemakhvzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or “pop” (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii, 4, 73–88. (in Russ.).
Nepljuev, P. A. (2023) Dokopat'sja do goroda: arheologija v publichnom prostranstve Permi [Getting to the city: archeology in the public space of Perm]. Geografija i turizm, 1, 94–99. (in Russ.).
Paniukova, S. A. (2021) Osveshhenie fenomena Arkaima v kontekste nauchno-populjarnoj zhurnalistiki [Coverage of the Arkaim phenomenon in the context of popular science journalism]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (42), 151–157. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10417. (in Russ.).
Putenihin, V. P. (2009). Mesto sily – gorod Arkaim [Place of power – the city of Arkaim]. Rostov-na-Donu, Feniks. 352 p. (in Russ.).
Simakova, S. I. (2021). Vizual'nyj obraz Arkaima v materialah SMI [The visual image of Arkaim in media materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 129–142. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215. (in Russ.).
Topchii, I. V. (2021). Oficial'nyj sajt muzeja: kriterii ocenki sajta i ih aprobacija na primere portala cheljabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul'turnogo zapovednika «Arkaim» [The official site of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve "Arkaim"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (41), 27–36. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10303. (in Russ.).
Carevskij, V. A. & Carevskaja, S. N. (2008). Arkaim – rodina Zaratushtry [Arkaim – the birthplace of Zarathushtra]. Moskva, Afina. 192 p. (in Russ.).
Chernyshov, A. V. (2022). Publichnyj diskurs arheologicheskogo nasledija i formy ego interpretacij [Public discourse of archaeological heritage and forms of its interpretation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija, 78, 188–194. (in Russ.).
Little, B. J. (2002). Public Benefits of Archaeology. Gainesville, Univ. Press of Florida. 304 p.
Sabloff, J. A. (2008). Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA, Left Coast. 151 p.
Опубликована
2023-12-13
Как цитировать
ПАНЮКОВА, Светлана Александровна. Конструирование медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (50), p. 96–101, dec. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2448>. Дата доступа: 27 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-96-101.
Раздел
МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Ключевые слова

научно-популярная журналистика, пользовательский контент, Аркаим, популяризация археологии, публичная археология, Пикабу, Дзен