Практики освоения пространства меморативного ландшафта как элемент символического капитала Аркаима

  • Светлана Ивановна Симакова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0001-5248-9459

Аннотация




На современном этапе истории России, когда наблюдаются большие миграционные потоки людей из регионов в столичные города, важно повышать связь людей с родной землей, формировать историческую, культурную и национальную память. Одним из средств этого может стать создание символического капитала территории. Значимым элементом символического капитала Челябинской области является Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник «Аркаим». В статье представлены практики освоения меморативного ландшафта и их роль в формировании символического капитала археологического комплекса. Аркаим рассмотрен как элемент символического капитала Челябинской области и территория, которая сама обладает символическим капиталом. Практики освоения пространства Аркаима его посетителями, которые выявлены из протоколов наблюдателей, сравнены с элементами символического капитала, выявленными автором статьи в предыдущих исследованиях. Результаты сравнения характеризуются разночтениями элементов символического капитала археологического памятника, которые формирует руководство заповедника, с одной стороны, и посетители Аркаима, с другой. Выявлена двоякость образа Аркаима и элементов его символического капитала.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства

Литература

Barkhatov, I. V. (2023). Spetsifika narrativa fotoreportazha na primere fotoistorii o zapovednike «Arkaim» [Specificity of the narrative of a photo report using the example of a photo story about the Arkaim reserve]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 55–65. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-55-65 (In Russ.).
Vandyshev, M. N., Veselkova, N. V. & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorative landscape: concept and experience of application]. Sotsiologiya vlasti, Т. 34, 1, 69–94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94. (In Russ.).
Veselkova, N. V. (2022). Memorativnyy landshaft: opyt metodologicheskoy refleksii [Memorative landscape: experience of methodological reflection]. Memorativnye landshafty malykh gorodov Rossii i Pol'shi : Sbornik nauchnykh trudov / Ural'skiy federal'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina; Estestvenno-gumanitarnyy universitet (g. Sedl'tse, Pol'sha). Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 50–61. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2023). Memorial'naya identichnost': mezhdu mestom pamyati i pamyat'yu mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Chelyabinskij gumanitarij, 1 (62), 32–38. (In Russ.).
Katunova, E. S. (2023). Storytelling as a tool for shaping the media image of the city [Storytelling as a tool for shaping the media image of the city]. Mediasreda, 2, 54–57. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57 (In Russ.).
Kiselev, D. G. (2023). Kommunikativnye kul'turnye praktiki osvoeniya memorativnykh landshaftov (na primere Arkaima) [Communicative cultural practices of development of memorative landscape (based on the example of Arkaim)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 85–88. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-85-88. (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2023). Mediashleyf solntsestoyaniya v sopostavlenii s mediainformirovannost'yu posetiteley Arkaima [Media trail of the solstice in comparison with the media awareness of Arkaim visitors]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 89–95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95 (In Russ.).
Safonov, A. V. & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [System of images of the memorative landscape of the archaeological monument Arkaim as a factor of its popularization]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 102–111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111 (In Russ.)
Simakova, S. I. & Fink, S. A. (2022). Otrazhenie mediaesteticheskogo koda Chelyabinska v brend-zhurnalistike goroda [Reflection of the media aesthetic code of Chelyabinsk in the brand journalism of the city]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 102–114. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10111. (In Russ.)
Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskiy kod regiona cherez pamyatniki industrial'nogo naslediya [Media aesthetic code of the region through monuments of industrial heritage]. Dinamika mediasistem, Т. 2, 235–244. (In Russ.)
Fedotova, N. G. (2018). Simvolicheskiy kapital mesta: ponyatie, osobennosti nakopleniya, metodiki issledovaniya [Symbolic capital of a place: concept, features of accumulation, research methods]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Kul’turologiya i iskusstvovedenie, 29, 141–155. https://doi.org/10.17223/22220836/29/13. (In Russ.).
Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2023). Blagotvoritel'nost' kak odin iz metodov prodvizheniya organizatsii na primere opyta mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [Charity as one of the methods of promoting an organization using the example of the experience of the media group “Our Chelyabinsk”]. Sotsial'nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva Chelyabinskoy oblasti v sotsial'nuyu deyatel'nost' dlya razvitiya territoriy i povysheniya kachestva zhizni : Sbornik nauchno-metodicheskikh materialov. Tom Vypusk II. Chelyabinsk: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Kray Ra», 30–32. (In Russ.).
Filippov, D. E. (2022). Deyatel'nost' po publikatsii i nauchnomu ispol'zovaniyu dokumentov kak element korporativnoy kul'tury arkhiva (na primere Ob"edinennogo gosudarstvennogo arkhiva Chelyabinskoy oblasti) [Activities for the publication and scientific use of documents as an element of the corporate culture of the archive (on the example of the United State Archive of the Chelyabinsk Region)]. Arkhiv v sotsiume – sotsium v arkhive : materialy pyatoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 19 sentyabrya 2022 goda. Chelyabinsk, 128–131. (In Russ.).
Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2022). Problema preodoleniya vyzovov v formirovanii polozhitel'nogo imidzha regiona cherez sozdanie portreta sovremennika: opyt mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [The problem of overcoming challenges in the formation of a positive image of the region through creating a portrait of a contemporary: the experience of the media group “Our Chelyabinsk”]. Dinamika mediasistem, Т. 2, 163–171. (In Russ.).
Shub, M. L. (2021). Spetsifika prezentatsii memorial'nogo kontenta v prostranstve regional'nykh media [On the aspects of a regional mass media memorial content presentation]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 143–148. https://doi.org/10.47475/2070- 0695-2021-10216. (In Russ.).
Опубликована
2024-05-06
Как цитировать
СИМАКОВА, Светлана Ивановна. Практики освоения пространства меморативного ландшафта как элемент символического капитала Аркаима. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 1 (51), p. 103–107, may 2024. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2563>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

меморативный ландшафт, символический капитал, символический капитал территории, Аркаим, Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»