БЛОГ КАК ДИАЛОГ

  • Евгения Наумовна Басовская Челябинский государственный университет
  • Татьяна Александровна Воронцова Челябинский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена особенностям диалогического взаимодействия между блогером и аудито рией. Исследование проводилось на материале размещенных на платформе Яндекс Дзен в 2023–2024 гг. блогов, которые связаны с профессиональной деятельностью автора: «Говорит старший бортпроводник», «Дневник ресторатора», «Злобный биохимик» и комментариев к ним. Рассматриваются приёмы диалоги зации медиатекста, используемые блогером, такие как смоделированные в заголовке поста вопросы от не профессионалов, этикетные, объяснительные, полемические тактики. Для характеристики описываемой коммуникативной модели существенное значение имеют инструктивные тактики, с помощью которых ав тор публикации подчеркивает, что адресат-неспециалист выступает в качестве клиента, отдельные аспекты поведения которого должны регулироваться опытным профессионалом. При анализе речевого поведения комментаторов специальное внимание уделяется вопросам, в том числе риторическим, а также тактике са мопрезентации, дающей представителю аудитории основания для дискуссии с автором блога, и феномену тотального ёрничества. Отмечается, что исходная коммуникативная модель, предполагающая диалог про фессионала с заинтересованным дилетантом, претерпевает в ходе комментирования поста существенные трансформации. Наряду с диалогизированным монологом блогера и отдельными комментариями в статье изучаются собственно диалогические фрагменты макротекста «блог+комментарии», представленного дву мя разновидностями: диалог автора с читателем и диалог читателей между собой. Исследователи приходят к выводу о том, что в жанре блога адресант (автор) и адресат (комментатор) ориентированы на активное диалогическое взаимодействие. Данному принципу соответствуют применяемые ими речевые тактики. При этом автор блога строже следует заданной им самим ролевой модели профессионала-дидактика, неже ли адресат, в большей степени ориентированный на реальное диалогическое взаимодействие, в котором он позиционирует себя как равноправный участник обсуждения поставленного автором вопроса. Выявленные качества речевого взаимодействия в блоге отражают специфику интернет-общения, характеризующегося отсутствием жестких ролевых позиций и иллюзией коммуникационного равноправия. В статье обозначена перспектива исследования, связанная с анализом функционирования других коммуникативных моделей в традиционных и новых медиа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: авто
реф. дис. ... канд. филол. н. М., 2006. 24 с.
2. Агафонова О. В. Диалогичность и интертекстуальность в блогах // Известия Волгоградского госу
дарственного педагогического университета. 2016. № 6 (110). С. 107–113.
3. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Россий
ская и зарубежная филология. 2012. Вып. 4 (20). С. 125–131.
4. Басовская Е. Н. Дискурсивная глубина как типологический признак медиатекста // Дискурс-Пи.
2020. Т. 17. № 1 (38). С. 21–33.
5. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Уд
муртского университета. Серия История. Филология. 2016. Т. 26. № 2. С. 109–116.
6. Горшкова Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. н. Санкт-Пе
тербург, 2013. 22 с.
7. Земская Е. А. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). Введение. М.: Языки русской культуры,
1996. С. 9–31.
8. Колокольцева Т. Н. Проблемы изучения диалогической коммуникации и специфика интернет-диа
логов (на материале блога) // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 197–215
9. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры
речи. 2016. № 2. С. 96‒104.
10. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.:
Педагогика-пресс, 1994. 247 с.
11. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: авто
реф. дис. ... канд. филол. н. Томск, 2016. 22 с.
12. Лазуткина Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогос
фере Рунета: автореф. дис. ... канд. филол. н. Краснодар, 2010. 23 с.
13. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград:
Перемена. 2009. 477 с.
14. Моисеенко Л. В. Модализация сообщения в социальных сетях // Вестник Московского государ
ственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 140-153.
15. Палагина И. В., Бурдовская Е. Ю. Эпатаж и скандал как инструмент формирования общественного
мнения в СМИ // Гуманитарные и социальные науки 2018. № 1. С. 139–148.
16. Панюшева М. М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестник Московского
университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 106–122.
17. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.
18. Тырникова Н. Г. Общее и специфически национальное в речевом этикете (на материале русского
и английского языков): дис. ... канд. филол. н. Саратов, 2003. 143 с.
19. Хазагеров Г. Г. Стеб как социально-культурный феномен: «культурная самооборона» или «нрав
ственная амбивалентность»? // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10. № 3. С. 474–486.
Опубликована
2025-01-08
Как цитировать
БАСОВСКАЯ, Евгения Наумовна; ВОРОНЦОВА, Татьяна Александровна. БЛОГ КАК ДИАЛОГ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8(490), p. 49-58, jan. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2731>. Дата доступа: 05 feb. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-490-8-49-58.

Ключевые слова

медиатекст, блог, адресант, адресат, коммуникативная модель, диалог, диалогизация

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)