НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СМИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В МАССМЕДИА

Аннотация

Рассматривается специфика функционирования научно-популярного лингвистического дис курса в массовых СМИ. Для массмедиа научно-популярный контент не является обязательным. Основ ная задача массовых СМИ — это сообщение адресату актуальной информации. Функционирование науч но-популярного лингвистического дискурса в медиаисточниках данного типа обусловлено рядом факторов, которые делают научную информацию актуальной для массового адресата. На основании анализа трех печатных СМИ (газет «Аргументы и факты», «Известия» и «Коммерсантъ») выявлены три фактора акту ализации научного лингвистического знания: 1) интеллектуальный; 2) прагматический; 3) информацион но-развлекательный. Научно-популярный лингвистический дискурс, актуальность которого обусловлена интеллектуальным фактором, помогает читателю осмыслить актуальные факты и события. Лингвистиче ская информация в этом случае может быть представлена в разном объеме и репрезентироваться разны ми способами. Но при этом научно-популярный лингвистический дискурс не является самостоятельным, он представлен в контексте события, актуального для читателя. При помощи научного знания массовый адресат получает возможность критически оценить данное событие. Научно-популярный лингвистический дискурс, актуальность которого обусловлена прагматическим фактором, может быть использован адреса том в практической речевой деятельности. Это материалы о нормативном употреблении отдельных единиц русского литературного языка и статьи о правилах речевого взаимодействия. Актуальность научно-попу лярного лингвистического дискурса может быть обусловлена информационно-развлекательным фактором: читатель как пользователь языка проявляет интерес к отдельным языковым явлениям. На основании тема тического анализа выделены сферы лингвистического знания, которые представляют наибольший интерес для массового адресата: 1) история слов и фразеологизмов: 2) лексическое значение устаревших и новых слов (неологизмов): 3) употребление имен собственных. Как показал анализ, научно-популярный лингви стический дискурс в массовых СМИ подчинен основному принципу формирования контента — принципу актуальности. Коммуникативная, жанровая и стилевая специфика, а также способ репрезентации лингви стической информации определяются интеллектуальным, прагматическим или информационно-развлека тельным фактором актуализации данного дискурса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Багиян А. Ю. Дискурсивные механизмы популяризации элементов научного знания: когниолингвистический аспект (на материале английского языка) // Научный диалог. 2017. № 6. С. 9–28.
2. Воронцова Т. А. Стратегии и тактики презентации специальных знаний в научно-популярном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 26–29.
3. Воронцова Т. А., Хакимова Е. М. Репрезентация лингвистических знаний в научно-популярном дискурсе СМИ // Когнитивные исследования языка. Вып. № 4 (55): Когнитивная лингвистика в контексте современной науки : материалы международной конференции 19–21 сентября 2023 г. М. ; Тамбов; Челябинск, 2023. С. 411–414.
4. Гришечкина Г. Ю. Научно-популярный лингвистический текст. Орел : ОГУ, 2011. 260 с.
5. Ефремов В. А. О новой лингвистической публицистике // Октябрь. 2014. № 1. С. 166–171.
6. Ильина Д. В. Аргументация и референция как непрямые способы выражения отношения автора к адресату научно-популярной статьи лингвистической тематики : автореф. дис. … канд. филол. наук. Красноярск : СФУ, 2023. 23 с.
7. Крюкова В. Ф. Лингвостилистические особенности языка научно-популярной литературы по лингвистике : автореф. дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2001. 28 с.
8. Основы научной речи / под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. 272 с.
9. Панина Е. А. Популяризация науки в условиях современной социокультурной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 4 (43). С. 172–181.
10. Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Речевые формы выражения несогласия в научно-популярном лингвистическом дискурсе // Современный дискурс-анализ. 2022. № 2 (30). С. 44–52.
11. Рысакова П. И. Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде // Медиалингвистика. 2022. № 9 (4). С. 309–329.
12. Сухенко Н. В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 18–22.
13. Щербинина Ю. В. Лингвицистика // Преподаватель XXI век. 2015. № 3-2. С. 389–395.
Опубликована
2025-01-05
Как цитировать
ВОРОНЦОВА, Татьяна Александровна. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СМИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В МАССМЕДИА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 5(487), p. 85-92, jan. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2718>. Дата доступа: 15 mar. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-487-5-85-92.

Ключевые слова

научно-популярный лингвистический дискурс, массовые СМИ, массовый адресат, фак торы актуализации

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)