ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация

Идеальное бытие в статье рассмотрено, как фундированное общественным отношением, которое выступает при его осознании в двух видах, в форме отношения «человек — человек» и в форме естественного отношения «человек — природа». Общественное отношение на уровне идеального бытия предстает как общественная мыслительная форма, естественное отношение на том же уровне предстает как естественная мыслительная форма. Эти два вида идеального бытия выступают полюсами единой мыслительной формы, поддерживающей самостоятельность идеального бытия. Диалектика материального и идеального сопряжена с диалектикой предметного и энергийного. Предметное бытие трактуется как предстоящее перед метой. Мета размечает бытие человека и присутствует в материальном и идеальном бытии. Отождествление материального и предметного при этом недопустимо. Идеальное бытие столь же предметно, как и материальное. Смысловой акцент в данном случае сделан на размечающем культурном средстве, опосредующем общественное отношение. Именно оно вносит специфику, особенность в ту или иную предметную определенность бытия. Закон обратного отношения между предметностью и энергийностью охва тывает иерархию материального и идеального бытия в целом. А упомянутая предметная спецификация, зависящая от культурного средства, вводит в сферу теоретического рассмотрения отдельные (особенные) слои предметного бытия. Именно наличие культурного средства в структуре общественного отношения, на наш взгляд, позволяет дифференцировать единое предметное поле по слоям бытия, если использовать категории, введенные в философский оборот Н. Гартманом. Соответственно предметным слоям бытия вводится понимание предметной идентичности человека и его идеального бытия. Культура в качестве внутренне неразличимого средства отношения к миру задает предметное качество бытия человека в целом. Даже в самой этимологии слова «культура», содержащей «культ» — поклонение, воспроизводство, уже предполагается исходная размеченность бытия человека некими формами, которые складывались веками и в качестве традиций неуклонно воспроизводятся, организуя деятельное бытие людей. Сфера образования только тем и занята, что передает новым поколениям эту значимую разметку, внося в сознание новых поколений схематически закрепленные нормы, по контуру которых учитель, воспитатель ведет юных мыслителей. Деятельное бытие с его предметной стороны включает в себя две тенденции: тенденцию опредмечивания и тенденцию распредмечивания. Исторически возникающая разметка бытия как раз и предполагает материально – идеальный круговорот предметных форм, в которых подвергаются трансформации энергийные показатели человеческой жизни. Так, идеальные формы деятельности, опредмеченные в орудиях труда, распредмечиваются двояко в зависимости от слоев предметного бытия людей. Материальная идентичность человека тут преобладает, и характер распредмечивания тут по преимуществу выступает не идеальным. Второй слой предметного бытия — символический — включает в себя значительную и значимую идеальную компоненту, которой уже невозможно пренебречь столь же легко, как в орудийном слое бытия. Метаморфоз материальной компоненты существенно дополнен в символическом предметном слое метаморфозом идеальной компоненты. Распредмеченность идеального бытия активно вмешивается в порядок материального бытия в силу своей энергийной насыщенности. При переходе ко второму, символическому предметному слою бытия идеализированность означает количественное нарастание творческой свободы человека. Именно она и создает потенциал идеального, когнитивного вмешательства в материально утяжеленный первый предметный слой бытия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Ленин В. И. Философские тетради. ПСС. Т. 29. С. 301–302.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 154.
3. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 731–732.
4. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. Учебник. М.: Гардарики, 2005. С. 91–97.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. С. 21.
6. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 5. 1937. С. 68.
7. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мёртв» // Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 74.
8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. Изд. подготовил А. В. Лебедев. М., 1989. С. 288.
Опубликована
2025-02-26
Как цитировать
НЕВЕЛЕВ, Анатолий Борисович. ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 1(495), p. 5-12, feb. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2754>. Дата доступа: 24 apr. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-495-1-5-12.

Ключевые слова

общественное отношение
естественное отношение
идеальное
материальное
мыслительная форма
метаморфоз мысли
предметность
энергийность
предметные слои бытия
опредмечивание
распредмечивание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)