ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: К КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация

В основание учебного курса философии, как представляется, уместно положить логику первой главы «Капитала» К. Маркса. В ней присутствует диалектика материального и идеального, диалектика предметного и энергийного бытия. Эти категории даны в динамике восхождения, как исследование, и в динамике нисхождения, как изложение. Четыре ступени исследования в «Форме стоимости» есть процесс абстрагирования от относящихся и от отношений разного порядка конкретности. Философски образующийся человек проходит при этом четыре ступени социальной и персональной предметной идентичности. Это позволяет становящемуся исследователю осмыслить свое Я как генезис по ступеням единичности, особенности, общности и всеобщности. Параллельный логическому становлению исторический политэкономический процесс демонстрирует не случайно вырванные из контекста примеры, а последовательное становление сущности человека по разным порядкам универсальности, разным порядкам сущности. Логика абстрактного и конкретного в учебном курсе по философии заканчивает исследование реальности и идентичность обучающегося предельно абстрактными категориями, чтобы пуститься в обратный путь: от предельно абстрактного к мысленно конкретному. При этом исследование сменяется фазой изложения, мыслительного и практического конструирования. Изложение объективно фундировано исследованием, что ограничивает произвольность субъективного воображения при изложении. В целом, в основании философского образования предлагается положить тройственную структуру, обусловленную исследованием, изложением и творческим воображением, которое продуцирует варианты философских миров с опорой на примеры из истории философии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Классическое собрание сочинений Гегеля в 14 т. / Перевод Б. Г. Столпнера. Т. 5–6. 2017.
2. Ленин В. И. Философские тетради // Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 29. М. : Изд-во полит. литературы, 1969. 782 с.
3. Маркс К. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857–1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч.1. М. : Политиздат, 1980. XXVI, С. 17–50.
4. Маркс К. Метод политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857–1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч.1. М. : Политиздат, 1980. — XXVI, С. 37–46.
5. Невелев А. Б. О категории чувственно-абстрактного: к постановке вопроса // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486). С. 95–101.
6. Церетели С. Б. Диалектическая логика. Тбилиси : Мецниереба, 1971. 468 с.
Опубликована
2025-10-08
Как цитировать
НЕВЕЛЕВ, Анатолий Борисович; КАМАЛЕТДИНОВА, Альфия Янаховна. ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: К КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8 (502), p. 13-17, oct. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2932>. Дата доступа: 12 nov. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-502-8-13-17.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>