Практика создания уровневой системы медиаобразования: опыт кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Державинского университета
Аннотация
В статье представлены результаты анализа уровневой системы медиаобразования с точки зрения эффективности комплексного подхода. Авторами исследованы медиаобразовательные проекты кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, реализуемые на уровнях «медиаграмотность», «медиакомпетентность» и «медиатворчество». Разработкой и реализацией медиаобразовательных программ на кафедре занимаются научно-практическая лаборатория новых медиа (возглавляет доктор филологических наук, профессор кафедры Е. А. Зверева) и научно-образовательный центр медиаобразования (возглавляет кандидат филологических наук, заведующий кафедрой С. А. Серова). Целью настоящей работы является характеристика уровневой системы медиаобразования с точки зрения эффективности содержательно-функционального наполнения образовательных программ, реализуемым кафедрой. При выполнении исследования использовались следующие методы: мониторинг образовательных программ по разным уровням массового и специального медиаобразования; структурно-функциональный анализ программ уровневой системы медиаобразования; сравнительный анализ реализуемых программ с точки зрения дифференциации компетенций, необходимых для осознанного медиапотребления, для ориентации в медиапространстве и для медиапроизводства. Рассматриваются факторы, способствующие эффективности программ: понимание целевой аудитории и ее потребностей в инструментарии, применение деятельностных подходов, вовлечение в проектную практику. Представлен опыт кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью по реализации медиаобразовательных проектов за счет грантовой деятельности: проекта «Медийные инструменты социализации молодежи: интерактивное соавторство, мультиформатность и игрореализация» (РФФИ и ЭИСИ); проект «Центр гибких компетенций в медиасфере» и проект «Форум медиаволонтеров «Живи со смыслом»» (Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь»). Авторы отмечают социальную значимость медиаобразования как необходимый компонент данного направления. В заключении статьи авторы приходят к выводу, что выстроенная на кафедре система медиаобразовательной деятельности позволяет эффективно формировать востребованные адресатами навыки освоения информационного и коммуникативного пространств.
Скачивания
Литература
Видная О. Е., Зверева Е. А. Эффективность работы многоуровневой системы медиаобразования: опыт вуза // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: мат-лы IV Международной научной конференции. Челябинск : Изд-во «Челябинский государственный университет», 2019. C. 303-313.
Добош Е. Г. Практико-ориентированный подход в медиаобразовании учащихся школ как фактор профессиональной ориентации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. No 4 (26). С. 76-82.
Дорощук Е. С. Медиаграмотность будущего журналиста в системе профессиональной компетентности работника медиасферы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. No 4 (26). С. 83-87.
Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск : ТИИТ, 2009. 322 с.
Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи : монография. Москва : МГПУ, 2018. 214 с.
Жилавская И. В. Медийно-информационная грамотность и медиаобразование граждан // Международные отношения и общество. 2019. No 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediyno-informatsionnaya-gramotnost-i-mediaobrazovanie-grazhdan (дата обращения: 25.06.2023).
Зверева Е. А., Серова С. А. Опыт реализации образовательного проекта «Центр гибких компетенций в медиасфере» // Коммуникации в условиях цифровой трансформации : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2022 г. / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2022. С. 279-282.
Кириллова Н. Б. Медиаобразование как фактор социализации личности // Многогранность человеческого капитала: культурные и социальные основания. Москва : Согласие, 2019. С. 173-191.
Кот Т. А. Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски : монография. Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2020. С. 59-64.
Лазутина Г. В. К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. No 4 (26). С. 150-155.
Павлушкина Н. А. Медиатворчество в современной прессе: влияние аудиторного фактора // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. No 3 (15). С. 27-41.
Прохоров А. В. Уровневая модель медиауниверсума современного университета. Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2021. 244 с.
Серова С. А., Зверева Е. А., Семишова Е. П. Конкурсы школьных СМИ как направление медиаобразовательной деятельности // Коммуникация в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью, Воронеж, 20–21 мая 2022 года. Том Часть II. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2022. С. 164-166.
Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. Москва : МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
Хлызова Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. No 342. С. 188-191.
Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Москва : Директ–Медиа, 2013. 544 с.
References
Bakanov, R.P. (2017). Pedagogicheski priemy, napravlennye na jeffektivnoe osvoenie studentami discipliny «Vypusk uchebnogo mediaproekta» (opyt Kazanskogo universiteta) [Pedagogical methods aimed at the effective development by students of the discipline «Issue of educational media project» (Kazan University experience)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 34-45. (In Russ.).
Vidnaya, O.E., Zvereva, E.A. (2019). Effektivnost’ raboty mnogourovnevoy sistemy mediaobrazovaniya: opyt vuza [Efficiency of the multilevel system of media education: experience of the university]. MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoe prostranstvo: mat-ly IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University Publ., 303-313. (In Russ.).
Dobosh, E.G. (2017). Praktiko-orientirovannyj podhod v mediaobrazovanii uchashhihsja shkol kak faktor professional’noj orientacii [A practice-oriented approach to media education of schoolchildren as a factor in professional orientation]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 76-82. (In Russ.).
Doroshhuk, E.S. (2017). Mediagramotnost’ budushhego zhurnalista v sisteme professional’noj kompetentnosti rabotnika mediasfery [Media literacy of a future journalist in the system of professional competence of media sphere worker]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 83-87. (In Russ.).
Zhilavskaya, I.V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoy auditoria [Media education of the youth audience]. Tomsk : TIIT, 322 p. (In Russ.).
Zhilavskaja, I.V. (2018). Mediaobrazovanie molodezi: monografiya [Youth Media Education]. Moskva: MGPY. (In Russ.).
Zhilavskaja, I.V. (2019). Medijno-informacionnaja gramotnost’ i mediaobrazovanie grazhdan [Media and information literacy and media education of citizens]. Mezhdunarodnye otnoshenija i obshhestvo, 4. (In Russ.).
Zvereva, E.A., Serova, S.A. (2022). Opyt realizatsii obrazovatel’nogo proekta «Tsentr gibkikh kompetentsiy v mediasfere» [Experience in the implementation of the educational project «Center for flexible competencies in the media sphere»]. Kommunikatsii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg: SPbGEU Publ., 279-282. (In Russ.).
Kirillova, N. B. (2019). Mediaobrazovanie kak factor socializacii lichnosti [Media education as a factor in the socialization of personality]. Mnogogrannost’ chelovecheskogo kapitala: kul’turnye i social’nye osnovaniya. Moskva : Soglasie, 173-191. (In Russ.). Kot, T. A. (2020). Osnovnye terminy, teorii, klyuchevye kontseptsii, napravleniya mediaobrazovaniya. [Basic terms, theories,
key concepts, directions of media education]. Sovremennaya mediadidaktika: napravleniya, problemy, poiski: monografiya. Yalta: Gumanitarno-pedagogicheskaya akademiya (filial) Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Krymskiy federal’nyy universitet imeni V. I. Vernadskogo», 59-64. (In Russ.).
Lazutina, G.V. (2017). K voprosu o tendencijah razvitija mediaobrazovanija v Rossii [To a question about trends in media education in Russia]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4(26), 150-155. (In Russ.).
Pavlushkina, N. A. (2014). Mediatvorchestvo v sovremennoy presse: vliyanie auditornogo faktora [Media creativity in the modern press: the impact of the audience factor]. Zhurnalist. Sotsial’nye kommunikatsii, 3 (15), 27–41. (In Russ.).
Prokhorov, A. V. (2021). Urovnevaya model’ mediauniversuma sovremennogo universiteta [Level model of the media universe of the modern university]. Tambov: Izdatel’skiy dom «Derzhavinskiy», 244 p. (In Russ.).
Serova, S.A., Zvereva, Е.A., Semishova, Е. P. (2022). Konkursy shkol’nykh SMI kak napravleniye mediaobrazovatel’noy deyatel’nosti [Competitions of school media as a direction of media education]. Kommunikatsiya v sovremennom mire: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii issledovateley i prepodavateley zhurnalistiki, reklamy i svyazey s obshchestvennost’yu. Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet, 164-166. (In Russ.).
Fedorov, A.V. (2004). Mediaobrazovanie i mediagramotnost’ [Media Education and Media Literacy]. Taganrog: Izdatel’stvo Kuchma, 340 p. (In Russ.).
Fedorov, A.V. (2015). Mediaobrazovanie: istorija i teorija [Media Education: History and Theory]. Moskva: MOO «Informacija dlja vseh», 450 p. (In Russ.).
Hlyzova, N. Ju. (2011). Mediaobrazovanie i mediakompetentnost’ v jepohu informacionnogo obshhestva [Media education and media competence in the era of the information society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 342, 188–191. (In Russ.). Chelysheva, I. V. (2013). Metodika i tekhnologiya mediaobrazovaniya v shkole i vuze [Methods and technology of media education at school and university]. Moskva : Direkt–Media, 544 p. (In Russ.).
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Екатерина Анатольевна Зверева, Ольга Александровна Стрыгина, Трансформация авторства в сетевых медиа , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 4 (46) (2022): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Екатерина Анатольевна Зверева, Татьяна Юрьевна Титова, Взаимодействие современных fashion-изданий с читательской аудиторией: социокультурный аспект , Челябинский гуманитарий: № 1 (58) (2022): Челябинский гуманитарий