Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне

  • Владимир Фёдорович Олешко Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0003-3001-7391
  • Ольга Сергеевна Мухина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0001-8791-6086

Аннотация

Статья посвящена малоисследованной теме манипулирования массовой аудиторией на бытовом уровне. В частности, показано, что под воздействием информации массмедиа могут меняться не только приоритеты коммуникации внутри социальных групп, но при этом в большей или меньшей степени актуализируются и смыслы, транслируемые при посредстве медиатекстов. В качестве эмпирической базы авторами выбраны нишевые издания, в частности, организаций, которые в обществе именуются «религиозными сектами». Использованы примеры и из актуальной повестки дня СМИ – по теме «теории заговоров», коронавирусной пандемии и ряда других. В итоге делается вывод: чтобы обнаружить манипулятивные интенции субъектов информационной деятельности и эффективно противодействовать им, нужен высокий уровень медиаграмотности представителей как «аналогового», так и «цифрового» поколений аудитории СМИ, что предопределит не только решение повседневных задач социального управления, но и развития коммуникативно-культурной памяти нации.
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10204

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий.

Author ID РИНЦ/WoS : 400113/ T-3044-2018

##submission.authorWithAffiliation##

магистрант 2 курса направления «Теория и методика журналистского творчества», департамент «Факультет журналистики»

Литература

1. Alekseeva, E. S. (2016). O neobxodimosti mediaobrazovaniya v srednej i vy`sshej shkole v usloviyax sovremennoj informacionnoj vojny` [About the need for media education in secondary and higher schools in the modern information war]. V sbornike: Obrazovanie i nauka: sovremenny`e trendy`. Kollektivnaya monografiya. Ser. «Nauchno-metodicheskaya biblioteka» [Education and science: modern trends: the team. Monograph. Series "Scientific and methodological library"]. Cheboksary`, pp. 67–73. (In Russ.).
2. Anoshkova, T. A. (2019). Mediagramotnost` kak navy`k XXI veka v sovremennom obrazovanii [Media literacy as a skill of the XXI century in modern education]. Inostranny`e yazy`ki: innovacii, perspektivy` issledovaniya i prepodavaniya. Materialy` II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Foreign languages: innovations, research and teaching perspectives. Materials of the II International scientific and practical conference], pp. 602–606. (In Russ.).
3. Balchugov, A. V., Lobastov, A. N., Paxomova, E. A. & Fomenkov A. A. (2019). Fejk-n`yuz i ix uchastie v manipulyacii soznaniem [Fake news and their participation in mind manipulation]. Transformaciya mediasredy` v XXI veke. Materialy` mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Transformation of the media environment in the XXI century. Materials of the international scientific and practical conference], pp. 310–317. (In Russ.).
4. Bejnenson, V. A. (2019). Mediakritika na professional`ny`x i lyubitel`skix YouTube-kanalax kak faktor razvitiya mediagramotnosti [Media criticism on professional and amateur YouTube channels as a factor in the development of media literacy]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 4 (34), pp. 7–16. (In Russ.).
5. Bon`, T. N. (2018). Chto oznachaet termin «myagkaya sila». Kak povy`sit` immunitet shkol`nikov k manipulyaciyam i propagande (na primere TO «Internet-zhurnalistika») [What does the term "soft power" mean? How to increase the immunity of school children to manipulation and propaganda (on the example of the TO "Internet journalism")]. Aktual`ny`e problemy` obespecheniya informacionno-psixologicheskoj bezopasnosti lichnosti sbornik tezisov dokladov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of ensuring information and psychological security of the individual. Collection of abstracts of the first all-Russian scientific and practical conference] (pp. 39–44). Sevastopol State University. (In Russ.).
6. By`kov, I. A. & Medvedeva, M. V. (2020). Mediagramotnost` kak chast` sistemy` informacionnoj bezopasnosti [Media literacy as part of the information security system]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow state regional University. Series: History and political science], 1, pp. 24–32. (In Russ.).
7. Vasil`ev, A. A. (2016). Manipulyaciya obshhestvenny`m mneniem cherez virtual`ny`e soobshhestva [Manipulation of public opinion through virtual communities]. Xristianskoe chtenie [Christian reading], 5, pp. 207–222. (In Russ.).
8. Vojnilov, Yu. L., Mal`ceva, D. V. & Shubina L. V. (2016). Mediagramotnost` v Rossii: kartografiya problemny`x zon [Media literacy in Russia: mapping problem areas]. Kommunikacii. Media. Dizajn [Communication. Media. Design], vol. 1, 2, pp. 95–114. (In Russ.).
9. Lazutkina, E. V. (2017). Osnovny`e formy` manipulyacii informaciej v social`ny`x media runeta [The main forms of manipulation of information in the Runet social media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 2 (24), pp. 221–225. (In Russ.).
10. Lunyova, E. V. (2019). Illyuziya svobody`. SMI kak sredstvo manipulyacii massovy`m soznaniem [Illusion of freedom. Mass media as a way to manipulate mass consciousness]. Aktual`ny`e problemy` informacionnogo protivoborstva v sovremennom mire: vy`zovy` i ugrozy` dlya Rossii i Russkogo mira Materialy` Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of information warfare in the modern world: challenges and threats for Russia and the Russian world. Materials of the International scientific and practical conference], pp. 278–280. (In Russ.).
11. Mukhina, O. S. (2019). Dostoverny`e istochniki informacii v izdanii na temu e`zoteriki [Reliable sources of information in the publication on the subject of esotericism]. Mnogomernost` obshhestva: cifrovoj povorot v gumanitarnom znanii 3 molodezhny`j konvent materialy` mezhdunarodnoj studencheskoj konferencii [Multidimensional society: digital turn in the Humanities, 3rd youth Convention proceedings of the international student conference], pp. 10–12. (In Russ.).
12. Navasartyan, L. G. (2016). Cifrovaya informaciya kak sredstvo manipulyacii v sovremennoj presse [Digital information as a method of manipulation in the modern press]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Bulletin of Samara University. History, pedagogy, Philology], 1, pp. 213–219. (In Russ.).
14. Simakova, S. I. & Topchii, I. V. (2017) [The role of mass media in educating a media-competent audience] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 4 (26), pp. 226–233. (In Russ.).
13. Strashnov, S. L. (2019). Posledstviya digitalizacii v zhurnalistike i massovoe mediaobrazovanie [Consequences of digitalization in journalism and mass media education]. Rossijskij universitet v neustojchivom mire: global`ny`e vy`zovy` i nacional`ny`e otvety` Materialy` nacional`noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Russian University in an unstable world: global challenges and national responses. Materials of the national scientific and practical conference], pp. 224–229. (In Russ.).
Опубликована
2020-05-26
Как цитировать
ОЛЕШКО, Владимир Фёдорович; МУХИНА, Ольга Сергеевна. Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (36), p. 35–44, may 2020. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/355>. Дата доступа: 05 feb. 2025
Раздел
МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова

манипуляции, медиаобразование, медиаграмотность, СМИ, информационная война, коммуникативно-культурная память