Концептуализация антивакцинаторства в дискурсе качественных общественно-политических СМИ: верификация ценностей
Аннотация
В статье на ценностно-смысловом уровне анализируется процесс концептуализации такого социально значимого и актуального движения, как антивакцинаторство, которое сегодня рассматривают в качестве общественно-политической кампании со своими субъектами и объектами управления, а сам антивакцинаторский дискурс в публичном пространстве становится средством пропаганды определенных политических, общественных идей. Автор обратился к публикациям, размещенным на сайте «Коммерсантъ», который является качественным общественно-политическим СМИ, предлагающим аудитории объективный, аналитический, сбалансированный общественный взгляд на острые и противоречивые проблемы. Основные выводы таковы: 1) в процессе репрезентации рассматриваемого концепта проявили себя одновременно две стратегии: личностно-субъектная нерациональная стратегия и социально-объектная нерациональная стратегия, которые концептуализируют антинорму; 2) социальные ожидания и надежды на исправление антинормы концептуализируются на основе таких ценностей, как «ответственность», «свобода», «воля», «добро / благо», которые, гарантируя в идеале социально-политический порядок, становятся в рамках рассматриваемого дискурса важнейшим ценностно-верифицирующим основанием реального социального устройства.
Скачивания
Литература
2. Antivakcinatorstvo [Anti-vaccination]. Russkij Vikislovar' [Russian Wiktionary], available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/антивакцинаторство (accessed 27.01.2022) (in Russ.).
3. Antropova, V. V. (2021). Konceptosfera «duhovnost'» v zhurnalistskom diskurse : osobennosti reprezentacii [Conceptosphere "spirituality" in journalistic discourse : features of representation] : abstract of thesis, Doctor of Philology. Yekaterinburg, 48 p. (in Russ.).
4. Vorkachev, S. G. Koncept schast'ya : ponyatijnyj i obraznyj komponenty [The concept of happiness: conceptual and figurative components]. Problemy lingvokonceptologii [Problems of linguoconceptology], available at: http://www.lincon.narod.ru/happ_comps.htm (accessed 28.01.2022) (in Russ.).
5. Golovin, Yu. A. (2004). Politicheskij menedzhment [Political management]. Yaroslavl: Publishing House of the Yaroslavl State University, 106 p. (in Russ.).
6. Karasik, V. I. & Slyshkin, G. G. (2007). Bazovye harakteristiki lingvokul'turnyh konceptov [Basic characteristics of linguocultural concepts]. Antologiya konceptov [An anthology of concepts]. Moscow: Gnosis, рр. 12–13 (in Russ.).
7. Kasimova, G. K. (2013). Semantika motivatora v strukture leksicheskih znachenij substantivov s suffiksom –nik [Motivator semantics in the structure of lexical meanings of substantives with the suffix -nik]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities], vol. 155, 5, pp. 132–140 (in Russ.).
8. Kozlova, N. V. (2013). Lingvisticheskie korpusa : opredelenie osnovnyh ponyatij i tipologiya [Linguistic corpus: definition of basic concepts and typology]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication], vol. 11, 1, pp. 79–89 (in Russ.).
9. Popova, Z. D. & Sternin, I. A. (2007). Kognitivnaya lingvistika [Cognitive linguistics]. Moscow: East–West, 314 p. (in Russ.).
10. Frolova, T. I. (2015). Gumanitarnaya povestka rossijskih SMI : teoreticheskaya model', zhurnalistskie praktiki, strategii razvitiya [The humanitarian agenda of the Russian mass media : theoretical model, journalistic practices, development strategies] : abstract of thesis, Doctor of Philology. Moscow, 48 p. (in Russ.).
11. Wolfe, R., Sharp L. Anti-vaccinationists past and present. BMJ. 2002. N 325. Рр. 430–432.
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Вера Владимировна Антропова, Мария Бондаревская, Медиаобразовательный потенциал анализа медатекстов: возможности медиалингвистики , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 4 (30) (2018): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Вера Владимировна Антропова, Метаконцепт «духовность» в полидискурсивном пространстве печатных СМИ: специфика репрезентативных моделей , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 2 (32) (2019): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Вера Владимировна Антропова, «Нулевая» визуализация в дискурсе элитарных «толстых» журналов: трендинг или аутсайдинг? , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 2 (28) (2018): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Вера Владимировна Антропова, КОСТРУИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «СТРАХ» В ДИСКУРСЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОРТАЛОВ РЕГИОНА С ПОВЫШЕННЫМИ ТЕХНО- И СОЦИОГЕННЫМИ РИСКАМИ , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (41) (2021): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Вера Владимировна Антропова, Дарья Александровна Маркова, Технология «новой искренности» в российском рекламном дискурсе , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 1 (47) (2023): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Вера Владимировна Антропова, Аксиомаркирование событий и формирование ценностных установок в культурном медиадискурсе переходного периода , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 1 (51) (2024): Знак: проблемное поле медиаобразования