Медиаобразовательный потенциал анализа медатекстов: возможности медиалингвистики

  • Вера Владимировна Антропова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0003-3421-9978
  • Мария Бондаревская Челябинский государственный университет

Аннотация

СМИ используют различные методики воздействия на массовое сознание, в том числе манипулятивные. Помочь их дешифровать способны медиалингвистические парадигмы анализа текстов массмедиа: коммуникативно-прагматическая и концептологическая. Последняя предполагает выявление тех смыслов и ценностей, которые «навязываются» СМИ, намеренно внедряются в массовое сознание, а коммуникативно-прагматическое направление исследует способы интеграции этих смыслов. Авторы, анализируя массмедийный дискурс, на конкретных примерах раскрывают медиаобразовательный потенциал лингвопрагматики и лингвоконцептологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

##submission.authorWithAffiliation##

Магистрант 2 года обучения факультета журналистики

Литература

1. Alivaivi, М. А. (2015), “Otnosheniya mezhdu palestinskoj natsionalnoj avtonomijej I rossijskoj Federatsiej: etap presidentstva V. V. Putina” [=Relations between the Palestinian national autonomy and the Russian Federation: the stage of Vladimir Putin's presidency], in: Vestnik Tambovskogo universiteta [=Bulletin of Tambov University], Tambov, pp. 74-81. (in Russ).
2. Bocharov, Yu. B. (2013), “Konzeptualnyj analiz sovremennoj fazy razvitiya vzaimootnoshenij mezhdu Rossiej I Izrailem” [=Conceptual analysis of the current phase of the development of relations between Russia and Israel], in: Statistika I ekonomika [=Statistics and economics], Moscow, pp. 25-30. (in Russ).
3. Graphov, D. B. (2013), “Rabota proizrailskogo lobbi v SShA XXI veka” [=The work of the pro-Israel lobby in the USA of the XXI century], in: Istoricheskaya psihologiya I sotsiologiya istorii [=Historical psychology and sociology of history], Moscow, pp. 107-127. (in Russ).
4. Doronina, E. G. (2013), “Kommunikativno-pragmaticheskij analiz mediateksta: poisk integrirovannoj metodologii” [=Communicative-pragmatic analysis of media text: the search for an integrated methodology], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, pp. 82-87. (in Russ).
5. Krivov, S. V. (2014), “Politika SShA i balans sil na Blizhnem Vostoke: ot klyuchevyh ochagov vozdeystviya k neytralizatsii radikalnyih rezhimov” [=US policy and balance of power in the Middle East: from key areas of influence to neutralizing radical regimes], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [=Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky], Nizhnij Novgorod, pp. 382-389. (in Russ).
6. Muammar, M. I. (2016), “Otrazhenie konflikta «Izrail – Sektor Gaza 2014» v SMI” [=Reflection of the conflict "Israel - Gaza Strip 2014" in the media], in: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Voronezh State University], Voronezh, pp. 125-127. (in Russ).
7. Ozhegov, S. I. (2003), Tolkovyj slovar russkogo yazyka [=Explanatory dictionary of the Russian language], Moscow, 944 P. (in Russ).
8. Slyshkin, G. G. (2000), “Diskurs i koncept (o lingvokul'turnom podhode k izucheniyu diskursa)” [=Discourse and concept (on the linguistic and cultural approach to the study of discourse)], in: Yazykovaya lichnost: institucionalnyj i personalnyj diskurs [=Language personality: institutional and personal discourse], Volgograd, pp. 38-45. (in Russ).
9. Simakova, S. I. (2013), “Formirovaniye mediakompetentnosti v sisteme vuzovskogo obrazovaniya” [=Formation of media competence in the system of higher education], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], № 22 (313), pp. 160–165.
10. Fateeva, I. A. (2007), Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii [=Media Education: Theoretical Foundations and Implementation Practices], Chelyabinsk, pp. 270. (in Russ).
11. Fyodorov, A. V. (2010), Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Taganrog, 64 P. (in Russ).
12. Belyakov, I. (2017), Strelbu u Hramovoj gory v Ierusalime priznali teraktom [=The shooting at the Temple Mount in Jerusalem was considered a terrorist attack], available at: https://rg.ru/2017/07/14/strelbu-u-hramovoj-gory-v-ierusalime-priznali-teraktom.html, accessed: 01.09.18. (in Russ).
13. Vasilev, A. (2017), Palestina razorvala oficialnye kontakty s Izrailem [=Palestine broke off official contacts with Israel], available at: https://rg.ru/2017/07/22/palestina-obiavila-o-razryve-oficialnyh-kontaktov-s-izrailem.html, accessed: 01.09.18. (in Russ).
14. V Ierusalime uberut sprovocirovavshie konflikt metalloiskateli [=The metal detectors that provoked the conflict will be removed in Jerusalem], available at: https://rg.ru/2017/07/25/v-ierusalime-uberut-sprovocirovavshie-konflikt-metalloiskateli.html, accessed: 01.09.18. (in Russ).
15. Makarychev, M. (2017), Postavyat datchiki [=Will put sensors], available at: https://rg.ru/2017/07/25/izrail-ubral-metallodetektory-s-hramovoj-gory.html , accessed: 01.09.18. (in Russ).
16. Kershner, I. (2017), Deadly Violence Erupts in Standoff Over Mosque in Jerusalem [=Deadly Violence Erupts in Standoff Over Mosque in Jerusalem], available at: https://www.nytimes.com/2017/07/21/world/middleeast/jerusalem-israel-protests-al-aqsa-mosque.html, accessed: 01.09.18. (in Russ).
Опубликована
2018-12-28
Как цитировать
АНТРОПОВА, Вера Владимировна; БОНДАРЕВСКАЯ, Мария. Медиаобразовательный потенциал анализа медатекстов: возможности медиалингвистики. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (30), p. 137-143, dec. 2018. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/99>. Дата доступа: 18 may 2024
Раздел
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Ключевые слова

медиаобразование
медиалингвистика
СМИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)