Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ

Аннотация

Исследование посвящено медиаэстетическому коду историко-ландшафтного заповедника Аркаим в средствах массовой информации и носит междисциплинарный характер. Логика статьи служит реализации поставленной цели. В теоретической части работы – первых двух параграфах – автор акцентирует внимание на зрении и видении как способах восприятия информации; показывает, что визуальный образ является универсальной моделью зримости, тем самым подводя читателя к мысли о важности качественной визуализации журналистских текстов. Параграф «”Археология и общество” в повестке СМИ» служит плавным переходом к основному вопросу статьи, вводит в основную тему исследования. Наконец, четвертый параграф – «Медиаэстетический код Аркаима » – дает полное понимание ситуации формирования «информационного шлейфа» Аркаима в публичном пространстве. Рассмотрев визуальный контент журналистских материалов – 398 текстов, включая дублируемые статьи, – автор приходит к следующим выводам: 1) редакции уделяют недостаточно внимания визуальному контенту материалов данной тематики; 2) безусловным лидером визуального контента материалов об Аркаиме является статичная фотография; 3) фильтрами для анализа базы исследования могут стать «общий/ крупный план»; «люди/ артефакты». Замечено, что основное внимание читателя ориентировано на артефакты. Определены перспективы дальнейшего исследования: появляется новая тема исследования проблемы «археология и общество» – философия деятельности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области»

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Литература

1. Abramov, A. (2020). Arkaim: sem' pravdivykh legend o Strane gorodov [Arkaim: seven true legends about the Country of cities]. Komsomol'skaya pravda [Komsomolskaya Pravda], available at: https://www.kp.ru/best/chel/drevnij-gorod-arkaim/ (accessed: 19.05.2021). (in Russ.).
2. Andreev, V. M. (2014). Arkheologicheskiy pamyatnik v sovremennom kul'turnom prostranstve: kul'turologicheskiy analiz : spetsial'nost' 24.00.01 «Teoriya i istoriya kul'tury» [Archaeological monument in modern cultural space: cultural analysis] : dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of candidate of cultural studies. Chelyabinsk, 26 p. (in Russ.).
3. Arkaim – «Strana gorodov» (2016). [Arkaim - "Country of cities"]. Neskuchnye puteshestviya po Yuzhnomu Uralu [Not boring travels in the South Urals]. Chelyabinsk, Chelyabinsk Regional Universal Scientific Library, available at: http://dl.chelreglib.ru/2016/puteshestvia/16/mobile/index.html#p=3 (accessed: 19.05.2021). (in Russ.).
4. Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987–1997 Bibliograficheskiy ukazatel' [Arkaim. 1987–1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).
5. Arnheim, R. (1974). Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow, Progress. 392 p. (in Russ.).
6. Virilio, P. (2004). Mashina zreniya [Machine of vision]. St. Petersburg, Nauka. 144 p. (in Russ.).
7. Vyrovtseva, E. V. & Simakova, S. I. (2019). Infografika kak vid publitsisticheskogo teksta [Infographics as a kind of publicistic text]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology], 18 (6), pp. 104–114. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-104-114. (in Russ.).
8. Gradyushko, A. A. (2016). Tendentsii vizualizatsii mediakontenta v internet-SMI Respubliki Belarus' [Trends in visualization of media content in the Internet media of the Republic of Belarus]. Vizual'naya kommunikatsiya v sotsiokul'turnoy dinamike : sbornik statey II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Visual communication in socio-cultural dynamics: collection of articles of the II International Scientific Conference]. Kazan, Publishing house of the Kazan (Volga region) Federal University. Pp. 315–319. (in Russ.).
9. Debord, G. (2000). Obshchestvo spektaklya [Society of the performance]. Moscow, Publishing House "Logos". 232 p. (in Russ.).
10. Zagidullina, M. V. (2021). Arkheologicheskaya tematika v SMI v aspekte «Publichnoy arkheologii» [Archaeological topics in the media in the aspect of "Public archeology"]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture], t. 27, 1, pp. 40–48. (in Russ.).
11. Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? golosa vstroennykh metrik v kontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 8, pp. 38–67. (in Russ.).
12. Zemtsova, Ya. M. (2016). Vizual'nyy obraz v sovremennoy kul'ture : priroda i funktsii [Visual image in modern culture: nature and functions]: dissertation author's abstract for the degree of candidate of philosophical sciences. Volgograd, 161 p. (in Russ.).
13. Inishev, I. (2012). «Ikonicheskiy povorot» v teoriyakh kul'tury i obshchestva ["Iconic turn" in theories of culture and society]. Logos [Logos], 1 (85), pp. 184-211. (in Russ.).
14. Ishchenko, E. N. (2017). Filosofskiy analiz «vizual'nogo povorota» [Philosophical analysis of the "visual turn"]. Lichnost' i Kul'tura [Personality and Culture], 1, pp. 57–64. (in Russ.).
15. Kryshtaleva, M. K. (2014). Vizual'nyy opyt cheloveka v sovremennoy kul'ture [Visual experience of a person in modern culture]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Wednesday. Development (Terra Humana)], 2 (31), pp. 165–168. (in Russ.).
16. Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost'» (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or "pop" (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 4, pp. 73–88. (in Russ.).
17. Kupriyanova, E. V. (2014). Poselenie Arkaim i populyarizatsiya arkheologii na Yuzhnom Urale (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Settlement of Arkaim and the popularization of archeology in the South Urals (on the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 5, pp. 146–161. (in Russ.).
18. Zagidullina, M. V. & Kiklevich, A. K. (Ed.). (2020). Mediaesteticheskiy komponent sovremennoy kommunikatsii [Media-aesthetic component of modern communication]: collective monograph. Chelyabinsk, Chelyabinsk branch of the RANEPA. 293 p. (in Russ.).
19. Merleau-Ponty, M. (1992). Oko i dukh [Eye and spirit]. Moscow, Art, 64 p. (in Russ.).
20. Panyukova, S. A. (2018). Nauchno-populyarnaya zhurnalistika i ee vizualizatsiya v Internete: obzor issledovaniy po teme [Popular science journalism and its visualization on the Internet: a review of research on the topic]. Mediasreda [Media environment], 1, pp. 139–143. (in Russ.).
21. Petrov, F. N. (2009). Poselenie Arkaim v kul'turnom prostranstve epokhi bronzy / Prilozhenie k al'manakhu «Dubnenskoe nasledie» [Arkaim Settlement in the Cultural Space of the Bronze Age / Supplement to the almanac "Dubna Heritage"]. Dubna. 64 p. (in Russ.)
22. Pollock, G. (2001). Sozertsaya istoriyu iskusstva: videnie, pozitsiya i vlast' [Contemplating the history of art: vision, position and power]. Vvedenie v gendernye issledovaniya. Ch. 2: Khrestomatiya [Introduction to gender studies. Part 2: Reader] (pp. 718–737). Kharkiv, KhTSGI; St. Petersburg, Aleteya. (in Russ.).
23. Savchuk, V. V. (2013). Fenomen povorota v kul'ture XX veka [Phenomenon of turn in the culture of the XX century]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International Journal of Cultural Research], 1 (10), pp. 93–108. (in Russ.).
24. Simakova, S. I., Raspopova, S. S. & Vyrovtseva, E. V. (2017). Vizual'nyy povorot v massovykh kommunikatsiyakh [Visual turn in mass communications]: collective monograph. Chelyabinsk, Publishing House of the Chelyabinsk State University. 112 p. (in Russ.).
25. Topchii, I. V. (2020). Vizual'naya kul'tura kak dominanta kommunikativno-kul'turnoy pamyati sovremennosti [Visual culture as the dominant of the communicative and cultural memory of our time]. Professional'naya kul'tura zhurnalista v epokhu sotsial'nykh i tekhnologicheskikh transformatsiy mediasfery : sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Ekaterinburg, 23–24 aprelya 2020 g.). / sost. O. F. Avtokhutdinova [Professional culture of a journalist in the era of social and technological transformations of the media sphere: a collection of materials from the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Yekaterinburg, April 23-24, 2020). / comp. O. F. Avtokhutdinova]. Yekaterinburg, Publishing House of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, pp. 237–239. (in Russ.).
26. Fedorova, S. V. (2014). Vizualizatsiya kak vedushchaya tendentsiya razvitiya SMI [Visualization as a leading trend in the development of the media]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 7–2 (37), pp. 189–191. (in Russ.).
27. Shevchenko, V. E. (2014). Vizual'nyy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki [Visual content as a trend of modern journalism]. Mediaskop [MediaScope], 4, available at: http://www.mediascope.ru/1654 (accessed: 12.04.2021). (in Russ.).
28. Shevchenko, V. E. (2015). Vizual'nye kommunikatsii: tendentsii form i tekhnologiy peredachi informatsii [Visual communications: trends in forms and technologies of information transfer]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 5 (360), pp. 189–195. (in Russ.).
29. Shnirelman, V. A. (2011). Arkaim: arkheologiya, ezotericheskiy turizm i natsional'naya ideya [Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea]. Antropologicheskiy Forum [Anthropological Forum], 14, pp. 133–167. (in Russ.).
30. Panyukova, S. (2018). Content analysis of visual elements in scientific journalism (on the example of the Website Postnauka). ACM International Conference Proceeding Series. Pp. 558–562. DOI 10.1145/3284179.3284274.
31. Topchii, I. (2018). Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics. ACM International Conference Proceeding Series. Pp. 546–552. DOI 10.1145/3284179.3284272.
Опубликована
2021-06-21
Как цитировать
СИМАКОВА, Светлана Ивановна. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (40), p. 129-142, june 2021. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/594>. Дата доступа: 05 feb. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

визуальный образ, зрение, видение, Аркаим, археология
медиаэстетический код

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)