Фактчекинг как новый формат саморегулирования сетевой коммуникации
Аннотация
В статье рассматриваются особенности функционирования этики в условиях сетевой коммуникации, для которой характерно расширение числа субъектов информационной деятельности. Новые реалии, в которых существует современная коммуникация, потребовали пересмотра сложившихся этических норм. На смену многочисленным декларативным этическим кодексам пришли этико-технологические стандарты работы с информацией, которые могут быть рассмотрены сегодня как новый формат саморегулирования всех участников сетевой коммуникации.
Благодарности: Подготовленная C. И. Симаковой часть статьи написана при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований Челябинского государственного университета.
Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Литература
1. Avraamov, D. S. (2013). Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Moscow University Press. 264 p. (in Russ.)
2. Akulich, M. M. (2012). Trolling v sotsial'nykh setyakh: vozniknovenie i razvitie [Trolling in social networks: emergence and development]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia], 3, pp. 30–37. (in Russ.)
3. Afanasyeva, E. A. (2014). Sozdanie i rasprostranenie kontenta: eticheskie regulyatory v tsifrovom mediaprostranstve [Creation and distribution of content: ethical regulators in the digital media space]. Zhurnalistskiy ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 3, pp. 89–91. (in Russ.)
4. Bakshtanovskiy, V. I. & Sogomonov, Yu. V. (2005). Professional'naya etika: sotsiologicheskie rakursy [Professional ethics: sociological perspectives], available at: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/baksht_1.pdf (accessed: 20.11.2021). (in Russ.)
5. Berezhnaya, V. S. (2020). Voprosy standartizatsii faktchekinga v zhurnalistike dannykh. Teoreticheskiy aspekt [Issues of standardization of fact-checking in data journalism. Theoretical aspect]. Nauka televideniya [Science of television]. V. 16, 2, pp. 191–208. (in Russ.)
6. Klyuev, Yu. V. (2013). Dissonans eticheskikh norm i praktik v audiovizual'noy kommunikatsii [Dissonance of ethical norms and practices in audiovisual communication]. Materialy mezhdunarodnogo seminara 3-4 oktyabrya 2013, Sankt-Peterburg [Materials of the international seminar October 3-4, 2013], St. Petersburg, pp. 67–69. available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411465736_7521.pdf (accessed: 20.11.2021). (in Russ.)
7. Lazutina, G. V. (2013). Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Aspect-Press. 224 p. (in Russ.)
8. Raspopova, S. S. (2019). Eticheskiy aspekt media v epokhu postmoderna [Ethical aspect of media in the postmodern era]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of mediaeducation], 2 (32), pp. 119–124. (in Russ.)
9. Raspopova, S. S. & Bogdan, E. N. (2018). Feykovye novosti [Fake news]. Moscow : Aspect-press. 112 p. (in Russ.)
10. Teplyashina, A. N. (2014). Eticheskiy bazis professional'noy kul'tury zhurnalista [The ethical basis of the professional culture of a journalist]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences], 6, pp. 90–98. (in Russ.)
11. Rauchfleisch, A., Artho, X., Metag, J., Post, S. & Schafer, M. S. (2017). How journalists verify user-generated content during terrorist crises. Analyzing Twitter communication during the Brussels attacks. Social Media + Society. Vol. 3. Issue 3. DOI: 10.1177/2056305117717888.
12. Gottfried, J. A., Hardy, B. W, Winneg, K. M. & Jamieson, K. H. (2013). Did Fact Checking Matter in the 2012 Presidential Campaign? American Behavioral Scientists. № 57 (11), pp. 1558–1567.
2. Akulich, M. M. (2012). Trolling v sotsial'nykh setyakh: vozniknovenie i razvitie [Trolling in social networks: emergence and development]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia], 3, pp. 30–37. (in Russ.)
3. Afanasyeva, E. A. (2014). Sozdanie i rasprostranenie kontenta: eticheskie regulyatory v tsifrovom mediaprostranstve [Creation and distribution of content: ethical regulators in the digital media space]. Zhurnalistskiy ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 3, pp. 89–91. (in Russ.)
4. Bakshtanovskiy, V. I. & Sogomonov, Yu. V. (2005). Professional'naya etika: sotsiologicheskie rakursy [Professional ethics: sociological perspectives], available at: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/baksht_1.pdf (accessed: 20.11.2021). (in Russ.)
5. Berezhnaya, V. S. (2020). Voprosy standartizatsii faktchekinga v zhurnalistike dannykh. Teoreticheskiy aspekt [Issues of standardization of fact-checking in data journalism. Theoretical aspect]. Nauka televideniya [Science of television]. V. 16, 2, pp. 191–208. (in Russ.)
6. Klyuev, Yu. V. (2013). Dissonans eticheskikh norm i praktik v audiovizual'noy kommunikatsii [Dissonance of ethical norms and practices in audiovisual communication]. Materialy mezhdunarodnogo seminara 3-4 oktyabrya 2013, Sankt-Peterburg [Materials of the international seminar October 3-4, 2013], St. Petersburg, pp. 67–69. available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411465736_7521.pdf (accessed: 20.11.2021). (in Russ.)
7. Lazutina, G. V. (2013). Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Aspect-Press. 224 p. (in Russ.)
8. Raspopova, S. S. (2019). Eticheskiy aspekt media v epokhu postmoderna [Ethical aspect of media in the postmodern era]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of mediaeducation], 2 (32), pp. 119–124. (in Russ.)
9. Raspopova, S. S. & Bogdan, E. N. (2018). Feykovye novosti [Fake news]. Moscow : Aspect-press. 112 p. (in Russ.)
10. Teplyashina, A. N. (2014). Eticheskiy bazis professional'noy kul'tury zhurnalista [The ethical basis of the professional culture of a journalist]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences], 6, pp. 90–98. (in Russ.)
11. Rauchfleisch, A., Artho, X., Metag, J., Post, S. & Schafer, M. S. (2017). How journalists verify user-generated content during terrorist crises. Analyzing Twitter communication during the Brussels attacks. Social Media + Society. Vol. 3. Issue 3. DOI: 10.1177/2056305117717888.
12. Gottfried, J. A., Hardy, B. W, Winneg, K. M. & Jamieson, K. H. (2013). Did Fact Checking Matter in the 2012 Presidential Campaign? American Behavioral Scientists. № 57 (11), pp. 1558–1567.
Опубликована
2022-04-09
Как цитировать
РАСПОПОВА, Светлана Сергеевна; СИМАКОВА, Светлана Ивановна.
Фактчекинг как новый формат саморегулирования сетевой коммуникации.
Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 1 (43), p. 150-157, apr. 2022.
ISSN 2949-3641.
Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/805>. Дата доступа: 21 nov. 2024
doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10116.
Раздел
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА
Ключевые слова
этика, сетевая коммуникация, саморегулирование, фактчекинг, субъекты информационной деятельности, боты, тролли, пранкеры
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Светлана Ивановна Симакова, Визуальный образ в СМИ – формирование медиаэстетики потребителя массовой информации , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (29) (2018): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Сергеевна Распопова, Александра Николаевна Павлова, Медиаэффекты прайминга и фрейминга в региональной повестке федеральных СМИ , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (29) (2018): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Ивановна Симакова, Алена Павловна Енбаева, Сторителлинг как прием журналистской работы , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 1 (31) (2019): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Сергеевна Распопова, Этический аспект медиа в эпоху постмодерна , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 2 (32) (2019): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Ивановна Симакова, Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (33) (2019): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Сергеевна Распопова, Субъекты информационной деятельности в медиаэтическом поле , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 4 (34) (2019): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Ивановна Симакова, Мария Константиновна Сидунова, Особенности освещения киберспортивных мероприятий , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 1 (35) (2020): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Ивановна Симакова, Визуальный образ – основа формирования визуального языка коммуникации , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (37) (2020): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Сергеевна Распопова, Тактические медиа и журналистика в современном медиа пространстве , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 3 (37) (2020): Знак: проблемное поле медиаобразования
- Светлана Сергеевна Распопова, ОТ НАРРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ К НАРРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЧТО ЧЕЛОВЕК РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ В БЛОГАХ , Челябинский гуманитарий: № 2 (51) (2020): Челябинский гуманитарий